Юбилей государственного позорища |
30 августа 2006 |
Событийный туризм Сегодня в Петербурге, в только что отреставрированном Александринском театре пройдут торжества. Отмечают знаменательное событие – "250 лет русскому театру". Во всяком случае, именно в такой формулировке происходящее подается широким народным массам. На самом деле русский театр гораздо старше, а 250 лет сегодня исполняется совершенно другому явлению. Согласитесь, странно отмечать день рождения какого-то вида искусства. Разве что сравнительно молодой кинематограф имеет право отсчитывать свою историю от конкретного дня, когда в Париже впервые показали "Прибытие поезда". А театр – искусство старое, укорененное в религиозных и прочих ритуалах. Ему, как литературе, музыке и изобразительному искусству, назначить определенный день рождения невозможно. Придворный, церковный и народный театр существовал еще в Киевской Руси. Как объясняют обычно студентам театральных институтов, старейшим русским "театром", существовавшим еще до татаро-монгольского нашествия, были игрища народных лицедеев – скоморохов. Эти игрища с течением времени постепенно перерастали в "позорища", то есть в зрелища. Старейшей народной драмой считается насыщенная буйным мятежным духом "Лодка". В XVII веке в России получил распространение, с одной стороны, просветительский школьный театр, с другой – придворный. Алексей Михайлович покровительствовал театру, а начало театрального дела в Москве относится к 1660-м годам. Созданием общедоступного театра на русском языке занимался и Петр I. При нем на Красной площади возвели "комедийную хоромину", где русские спектакли чередовались с немецкими. Трагедии первого русского драматурга Сумарокова появились тоже больше чем два с половиной века назад. Любой школьник знает имя Федора Волкова, которого считают первым русским актером. Но представления, которые он, насмотревшись в Москве "охочих комедиантов", устраивал в родном Ярославле, относятся к 1749 году. То есть им тоже больше чем 250 лет. Так что же будут отмечать сегодня в Александринском театре? Вовсе не его юбилей – гениальное сооружение Карла Ивановича Росси появилось гораздо позже, в 1832 году. А 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала указ "Об учреждении русского для представления комедий и трагедий театра" и о выделении соответствующих средств из казны. С этого момента начинается история непрерывного существования Императорских публичных театров, которые просуществовали ровно столько, сколько существовала сама империя,– до 1917 года. То есть до указа Елизаветы имелось два типа театров: придворные, закрытые, существовавшие на казенные деньги театры для знати (там играли в основном иностранные труппы), и партикулярные, вольные, содержавшиеся на частные средства и доходы от продажи билетов. Кстати, не все императорские театры были русскими: в Михайловском театре в Петербурге (это единственная из пяти императорских сцен, прекратившая свое существование после революции) спектакли вплоть до последнего дня империи шли на французском языке. Другими словами, сегодня празднуется славный юбилей того момента, когда театр стал учреждением государственным, когда власть признала воспитательно-художественную роль этого вида искусства. История государственной политики России в области театрального искусства состоит из разнообразных сюжетов, есть среди них красивые, есть кровавые. Даже во времена своего расцвета, в позапрошлом веке, роль императорских театров не была однозначно позитивной. Мало кто знает, что аж до 1882 года существовала так называемая монополия казенных театров, согласно которой право организации спектаклей и зрелищ в Москве и Петербурге принадлежало только театрам императорским – частные театры либо не дозволялись вовсе, либо были стеснены так, что в конце концов закрывались. И только благодаря отмене этой монополии смог в конце концов появиться самый знаменитый театральный брэнд страны – МХТ. Так или иначе, но в сегодняшней России, испытывающей с благословения государства прилив ностальгии по всему не столько державному и императорскому, сколько казенному, юбилей елизаветинского указа, приравненного едва ли не к основанию русского театра как такового, превратился в знаковое событие. Правда, из всех способов отметить юбилей выбрали самый русский, а именно освоение ремонтных бюджетов. Нет-нет, будет еще и выставка в Бахрушинском музее, и какие-нибудь торжественные акции, но основные праздничные средства ушли на строительство. О творческих проблемах театров-юбиляров, о роли государства в театральной истории России никто всерьез не заикается. Зато ленточки можно перерезать. Только что закончена масштабная реконструкция Александринского театра, начаты работы по обновлению московского Малого, полным ходом идет эпохальная перестройка Большого театра, готовится к своему второму рождению Мариинский театр. Небывалые деньги выделены на техническое перевооружение МХТ имени Чехова. Ремонт предстоит и столичному Театру имени Вахтангова. Правда, два последних никогда императорскими театрами не были. Зато они входят в число шести драматических театров, получивших год назад президентские гранты. Два главных музыкальных театра удостоились этой чести еще раньше. Явно, что прежнее, советское деление на театры академические и неакадемические себя исчерпало – первых развелось слишком много, а в некоторых из них уже страшно смотреть на сцену. Конечно, лучшим подарком к юбилею исторического указа было бы какое-то действие в духе Елизаветы Петровны, то есть решение государства наконец-то сформулировать свою политику в области театрального искусства, определить, к примеру, сколько у нас театров будет "императорских", а каким правильнее остаться вольно-партикулярными. Но ничего подобного не происходит. Давно известно: тоска по величественности – оборотная сторона нерешительности. |