С Успения солнце засыпает |
28 августа 2006 |
Событийный туризм Успение пресвятой Богородицы - последний в годичном круге великих двунадесятых праздников. Он посвящен событию окончания земной жизни Богородицы и празднуется 28 августа. Верующие люди особо почитают праздник Успения Пресвятой Богородицы. При этом православные именно русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы, с верою и надеждой молятся Божией Матери, прося Ее небесного заступничества и покрова. На Востоке и на Западе у этого праздника различные названия. Греки стали называть его koimesis ("погружение в сон", церк.-слав. успение), а на Западе закрепилось латинское слово assumptio ("взятие", "принятие"). Поэтому среди русских католиков латинского обряда применительно к этому празднику используется (параллельно с устоявшимся в русской традиции "Успением") название "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу". На Руси издревле особо чтили Божию Матерь, ее иконы и праздник "честнаго и славнаго Ея Успения". С принятием Русью христианства традиция почитания Богородицы пришла с Босфора на берега Днепра. Примечательно, что первая же княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после крещения Руси - Десятинная - была освящена именно в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Богородичные Успенские соборы были поставлены в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, во Владимире и в Московском Кремле. Свыше двадцати храмов в честь Успения в одной только российской столице, сотни по всей стране и зарубежным епархиям. День смерти Пресвятой Богородицы называется в Церкви Успением, поскольку ее тело после смерти оказалось сразу с душей взято в небо. Не существует никаких исторических данных, как долго жила Божья Матерь на земле после Христова Вознесения, ни когда, где и как Она умерла, так как в Евангелии об этом не упомянуто. В связи с чем основой праздника Успения является традиция Церкви апостольских времен, апокрифические книги, единогласное мнение Святых Отцов и Учителей Церкви первого тысячелетия христианства и непрекращающаяся вера всех христиан. Праздник Успения относится к наиболее старшим Богородичным праздникам. Его традиция началась в Иерусалиме практически сразу после Собора в Эфесе (431 год). Первые празднования памяти Успения под влиянием Эфесского Собора скорее подчеркивали привилегию ее Богоматеринства, а потому назывались "Праздники Марии-Богоматери". В одной из хвалебных бесед в честь преподобного Феодосия Великого упоминается, что палестинские монахи ежегодно особо торжественно отмечали 15 августа "Память Богоматери", то есть память ее Успения. В Сирии в V веке этот праздник назывался "Память Блаженной". В VI веке праздник получил свое настоящее название: "Успение Пресвятой Богородицы". В первых столетиях не все Церкви Востока праздновали Успение в одно и то же время. Так, Александрийский патриарх Феодосий предписал праздновать Успение 6 января, а праздник Небовзятия Богородицы 9 августа. Эфиопская Церковь и по сей день празднует 6 января "Успение тела нашей Чистой, Святой, Славной Богородицы Девы Марии", а 9 августа "Вознесение тела нашей Девы Марии, Богородицы в небо". Армянская Православная Церковь имеет плавающий праздник Успения, приходящийся на воскресенье между 12 и 18 августа, другие Поместные Церкви праздновали его 18 августа. И только царь Маврикий распространил Указ о праздновании Успения на все византийское государство, приказав праздновать его 15 августа, поскольку в этот день он одержал победу над персами. Успение Пресвятой Богородицы считается праздничным днем наряду с другими религиозными и государственными праздниками во многих странах мира. Отмечают его в Австрии, Андорре, Германии, Греции, Испании, Италии, на Кипре, Мальте, в Португалии, Словении, Хорватии и других. В храмах совершаются праздничные Богослужения. Жители устраивают народные гуляния, фестивали, представления. В некоторых странах эти дни ассоциируются с окончанием сбора урожая. В каждой стране есть свои традиции в праздник Успения. Так, в Австрии благословляют травы, в Португалии и в Сальвадоре - весь рыбацкий флот. Во Франции праздник Успения называется "Принятие благословения Девы Марии". Что касается российских народных традиций, они пошли от православного именования Богородицы как Госпожи, Владычицы, отсюда и величания этого дня: "Госпожинки", "Госпожи", "Госпожин день". После Успения ходили в лес собирать ягоды, грибы, орехи. К концу августа поспевали овощи, и хозяева начинали заготовку на зиму. Наступало молодое бабье лето. С Успения девушки начинали присматривать себе женихов. Ведь кто не успеет, тот зиму в девках просидит. Сватов принято было засылать через две недели после праздника. На это же время приходилась уборка и посев озимого хлеба. "Озимь сей за три дня до Успенья и три - после". К Успению старались завершить жатву. Последний сноп - "дожинку" наряжали в сарафан, с песнями несли в деревню и ставили под иконы. Затем затевали веселую "складчину", отмечая Успение и конец лета. В праздник варили медовуху, отмечали хороводами и жатвенными песнями. Обряд окончания жатвы назывался сапожинками. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой - "завивали бороду" - и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!" Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. Перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами: "Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!" Последний сноп жали девушки и обязательно молча: если кто заговорит, то жених будет слепой. Последний сноп ставят на тябло (полка для икон), под иконы, затем делают пожинальницу (яичницу). Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливают скотине или дают курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям - всем по горсточке. Во многих районах последний сноп сохраняется до Нового года. В народе существовало множество поговорок, сочиненных специально под сельский праздник Успения: "До Успения пахать - лишнюю копну нажать", "Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается", "Пречистая Матерь засевает, а Покров покрывает", "С Успенья солнце засыпает", "Успение кончает дожинки", "Успение провожай - осень встречай", "Если на Успение появится радуга - к затяжной и теплой осени". |