Влажнейшее из искусств |
23 августа 2006 |
Событийный туризм Музыкальный фестиваль в австрийском Брегенце принадлежит к числу тех редких фестивалей, которым удается сочетать интересы оперно-театральных эстетов и так называемого широкого зрителя. 200 тыс. посетителей за два месяца – толпе народу и качеству постановок изумлялся специально для Ъ АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ. Фестиваль в Брегенце держится на трех китах – классической опере в классических декорациях в классическом театре, произведениях современных композиторов и опере для народа. Для народа играют на "Зеебюне" – знаменитой открытой сцене на Боденском озере. В качестве современного произведения в этом году выступал "Радек" Рихарда Дюнзера (Ъ писал о спектакле 17 августа), за классику ответил Дебюсси с практически нигде не исполняемым "Падением дома Эшеров", а народу предназначался Верди. "Трубадур" принадлежит к числу самых популярных произведений Верди в мире, мало в чем уступая "Травиате" и "Риголетто", так что 7 тыс. зрителей, заполняющих трибуны перед сценой в хорошую погоду (в плохую оперу играют в зале всего для 1,5 тыс. человек), знают чего ждать. Режиссер Роберт Карсен на такие обстоятельства, как бесконечная популярность вкупе с ужасающим либретто (цыганка, подмена детей, костры, муки-казни и все такое), внимания решил не обращать. Карсен поставил "Трубадура" вполне в духе современного режиссерского театра. Действие перенесено в наши дни, наемники в униформе выглядят неплохо обученным спецназом, на сцену выезжает серебристый автомобиль класса "люкс". В качестве альтернативного средства передвижения герои используют даже катер, который удаляется во тьму Боденского озера. Озеро неизбежно является главной декорацией всех спектаклей, проходящих на "Зеебюне". Но для "Трубадура" художник Пауль Штайнберг построил на сцене что-то невообразимо прекрасное: огромные цистерны и трубы высотой с десятиэтажный дом, напоминающие пароход и нефтеперегонный завод одновременно. Певцы и хор появляются на всех уровнях этого колосса, окрашенного в буро-красные тона, эффектно смотрящегося и вне спектакля. На закате оно выглядит совсем фантастически: из труб валит дым, и высоко в небо ударяет пламя. Тут понимаешь, о чем это было сказано – огонь, вода и медные трубы. В спектаклях на озерной сцене у исполнителей микрофоны, а оркестр перед глазами отсутствует. Раньше музыканты сидели вообще под сценой, но сейчас Венский симфонический оркестр переместился в соседнее здание театра, где играют вживую и откуда их транслируют через динамики и показывают певцам и публике на огромных экранах. В пересказе звучит угрожающе, но на деле все оказывается не так уж и плохо. Пару лет назад фестиваль вложил €3 млн в разработку новейшей акустической системы, позволяющей добиваться на спектакле, играемом open-air, эффекта акустики закрытого помещения. И до ее появления на "Зеебюне" не боялись петь певцы с именами, такие как Роландо Виллазон. Был бы голос, а акустика для него всегда найдется. Сегодня же ситуация с качеством звука и вовсе уникальна. Дирижера Фабио Луизи, вслед за Владимиром Федосеевым возглавившего Венский симфонический оркестр, видно сразу на нескольких экранах, чтобы певцы и хор могли наблюдать его из любых точек. В Брегенце уже не первый сезон выступает Московский камерный хор под управлением Владимира Минина. Много русских солистов и в "Трубадуре" – Манрико поет Михаил Давыдов, в партии Азучено блистает Лариса Дядькова. Но больше всего, пожалуй, критику и публику поразила грузинская звезда Яно Тамар в партии Леоноры. В этом году фестивалю в Брегенце исполнилось 60 лет. Сегодня многие связывают успех фестиваля с новым интендантом Дэвидом Паунтни. Английский режиссер много ставит в Баварской опере, российскому зрителю он известен по "Чародейке" в Мариинском театре, сейчас идут переговоры о его постановке в Большом. |