В ритме сада |
21 августа 2006 |
Событийный туризм В Москве завершился трехдневный международный фестиваль "Джаз в саду 'Эрмитаж'". Под открытым небом уже девятый год подряд выступают российские и иностранные джазмены. На мероприятии все выходные провела Майя Стравинская. Дэйв Кикоски, пианист, который, как предупредил публику ведущий, получил превосходное классическое образование, скорчился над роялем и стал похож на образцового пожилого любителя "Хорошо темперированного клавира". Казалось, ничего хорошего из этой затеи выйти не может. Но именно Дэйв Кикоски и Донни Макказлин идеально уловили настроение light, за которым на фестиваль и пришли любители джаза, и смогли доставить публике не только истинное удовольствие от музыки, но и заразили собравшихся отличным настроением. Хотя играли музыканты не джазовую классику, а композиции со своих новых альбомов, их квинтет оценили и профессионалы, и случайно зашедшие зрители. Этот современный, но отлично сыгранный джаз разношерстной публике пришелся по вкусу. В первый день фестиваля после филигранно точного и сосредоточенного, но скуповатого на эмоции выступления итальянского пианиста Роберто Магриса с венгерским саксофонистом Тони Лакатошем публика приуныла и начала было расходиться. Но как только со сцены зазвучал джаз квинтета Reunion, многие вернулись обратно. Объединились в этот ансамбль музыканты хорошо друг с другом знакомые: саксофонист Донни Макказлин, пианист Дэйв Кикоски, прочно обосновавшийся в Америке российский трубач Алекс Сипягин, Антон Ревнюк и Евгений Рябой. Под конец первого дня фестиваля вся эта компания показала настолько слаженный, веселый, яркий джаз, что сравнить их выступление на фестивале, пожалуй, даже не с чем. "Джаз в саду 'Эрмитаж'" – это, пожалуй, единственный фестиваль, для которого перед деревянной эстрадой сада "Эрмитаж" устраивают партер. За девять лет фестиваль сформировал свою публику, которая приходит именно послушать джаз, а не приобщиться к шашлыкам на пленэре под разную музыку. Профессионалы и давние ценители приходят послушать "пуританский" джаз, для остальных просто любителей организаторы делают уступки и радуют публику коллективами, которые играют более танцевальную музыку, джазовые хиты. Во всяком случае, именно так, по-видимому, воспринимают свою аудиторию организаторы фестиваля. Отсюда сложности. Если понимать под фестивалем "Джаз в саду 'Эрмитаж'" серию старомодных парковых концертов (в хорошем смысле слова), то фестиваль можно назвать действительно ярким событием. Если считать, что это уникальный фестиваль джаза, то все окажется проблематичнее. У организаторов присутствуют оба понимания, они одновременно заботятся и о вкусах рядовой публики (как они ее себе представляют), предлагая ей "компромиссный" джаз, и о реноме международного фестиваля, где должна звучать другая музыка. На фестивале было всего несколько действительно развлекательных и ярких выступлений. Но как ни странно, к ним можно причислить не заведомо "компромиссные" коллективы, а как раз наоборот – классических и именитых джазменов, таких, как Reunion. А вот хорошо знакомые москвичам ESH, коллектив, смешивающий джаз и бразильские мелодии, был приглашен именно ради молодых зрителей, чтобы расшатать академичность программы. Но оказалось, ни бразильский виртуоз-перкуссионист Селио де Карвалью, ни песни любимца джазового фьюжина Антонио Карлоса Жобима в лишенном эмоциональности исполнении не затронули зрителей, с заключительного выступления второго дня публика без сожалении уходила. Оставшиеся, правда, отдали дань равному умению бразильского виртуоза стучать и по щекам и по барабанам. Компромиссы только вредят фестивалю. Потому что, если бы таких выступлений, которое продемонстрировали Reunion, было бы больше, то и разделять просветительские и развлекательные цели организаторам не пришлось бы. |