НовостиНовости ФинляндииРынок сценных бумаг
loading...
   август 2006   
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Новости по странам:

Новости по типам:

ФОТОАЛЬБОМЫ
Арабба, Италия
Лондон, Великобритания
Актуально о путешествиях

Рынок сценных бумаг

15 августа 2006

Событийный туризм

Финляндия

Традиционный фестиваль "Театральное лето" в финском городе Тампере в этом году проходит под девизом "Театр без границ". Самый, пожалуй, "безграничный" из показанных на фестивале спектаклей – "Dead Cat Bounce", в котором нет ни актеров, ни пьесы, а зрители становятся акционерами. РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ ненадолго почувствовал себя инвестором.

Неожиданности начинаются сразу. Первое, что слышат зрители со сцены,– подробный отчет о выручке, полученной театральной кассой за этот вечер. Столько-то людей купили билеты за столько-то евро, получилась солидная сумма (во время фестиваля она, увы, меньше обычного, потому что в зале много приглашенных). Обычно не относящаяся в театре к сути происходящего на сцене информация в данном случае оказывается весьма важной: публике предлагают в режиме реального времени поиграть на Нью-Йоркской фондовой бирже. Когда в полдевятого вечера в Тампере начался спектакль, в Нью-Йорке было полтретьего пополудни – до закрытия торгов осталось полтора часа, именно столько длился спектакль "Dead Сat Вounce".

Спектакль это или не спектакль, сказать трудно. Во всяком случае, из пяти человек, сидящих на сцене за компьютерами или просто на диване, ни одного актера нет. Идею представления придумал американский видеоартист Крис Кондек, а продюсерами стали три театра – из Роттердама, Берлина и Франкфурта-на-Майне. Господин Кондек решил, что играть у него будут не актеры, а зрители. Последним предстоит ненадолго стать настоящими биржевыми трейдерами – на деньги, полученные от продажи билетов. Через пять минут после начала спектакля журналистка Кристиан Кюль, сидящая за компьютером, покупает онлайн акции одной компании – те, цена которых позволяет конвертировать выручку кассы в солидный пакет.

Честно сказать, я так и не понял, каким именно бизнесом занимается компания, совладельцем которой вместе с двумя сотнями других зрителей фестиваля ненадолго оказался. Но как выяснилось позже, подобное равнодушие весьма характерно и для профессиональных трейдеров. "Мне совершенно наплевать, что именно продавать и покупать, главное – купить и продать вовремя",– признался один из профессиональных биржевых игроков, чьи интервью в течение вечера иногда сменяли на видеоэкранах графики цен и индексов биржевой активности.
Представление было задумано Крисом Кондеком как бизнес-ликбез для театральной публики: ведь времена, когда биржа представляла собой большое помещение, где сотни людей все время громко кричат, прошли, и операции купли-продажи в наши дни запросто совершаются через интернет. Сидя в зале, зрители успевают узнать всякие занятные истории про прошлое биржи и увидеть архивные кинокадры биржевых паник разных времен (кстати, "dead cat bounce" – дословно "прыжок мертвой кошки"– означает на биржевом жаргоне короткое оживление рынка перед последующим его падением). Сделано это вроде бы для пущей увлекательности зрелища. Но иногда вставки кажутся даже излишними: реальные колебания рынка и без того увлекают почище, чем перипетии любой хорошо сделанной пьесы.

Ловишь себя на том, что искренне вздрагиваешь каждые 30 секунд, когда брякает звоночек, по звуку похожий на велосипедный, Кристиан Кюль, не отводящая взгляда от экрана компьютера, сообщает обновленные данные о ценах, а на листочке в клетку, многократно увеличенном видеокамерой, фломастер ведущего рисует очередную черточку графика стоимости акции: вверх, вниз или на неизменном уровне. Попутно паре добровольцев из числа зрителей предлагается индивидуально приобрести акции еще двух компаний, обе они американские, ведущие от имени инвесторов пытаются прямо на сцене дозвониться до Сан-Франциско и еще какого-то города, где находятся офисы, чтобы расспросить о компании; служащие на другом конце провода, за тысячи километров от спектакля, переключают вопрос друг на друга и в конце концов – на автоответчик... Есть, правда, зрители, которые покидают зал: наверное, впечатления кажутся им слишком нехудожественными. Но большинство охотно поддается нежданному азарту и даже начинает выкрикивать с мест, когда до закрытия биржи остаются считанные минуты и нужно срочно принимать решения о продаже.

День на день, естественно, не приходится. В тот день, когда Крис Кондек со товарищи выступал в Тампере, рынок вел себя довольно вяло, один пакет акций принес маленькую прибыль, другой – убыток побольше, индивидуальные акционеры получили по десятицентовой монетке, а в целом зал "проиграл" несколько виртуальных кровных евро. Предыдущее представление в Берлине, по рассказам, принесло публике больше процента выигрыша, что считается неплохим результатом. В любом случае, выходишь из театра с очень интересным ощущением: что ни говори, но у этого зрелища был всесильный режиссер. Просто его нельзя назвать по имени и вызвать на поклоны. Он называется рынок, находится непонятно где и ведет себя совершенно непредсказуемо. Прямо как слепой рок в античных трагедиях. И фраза, которую повторяет ведущий вечера после каждой покупки: "Все, что нам теперь остается, это только ждать",– остается в памяти как неумолимый приговор судьбы.

к списку новостей