Фестиваль экспериментального искусства в Петербурге |
11 августа 2006 |
Событийный туризм 12 по 24 августа центральный выставочный зал "Манеж" в Санкт-Петербурге будет похож на марсианскую барахолку. Миллион ненужных вещей непонятного назначения. Они разложены на полу, приколочены к стенам, свешиваются с потолка. Все блестит, звенит и трещит. По залу ходят как наши соотечественники земляне, так и марсиане с юпитерианцами. Зеленые волосы, фиолетовые губы... Все смотрят. Есть разное. Объект, смутно напоминающий велосипед, абстракционизм в технике пэчворк, настенные коврики с хорошенькими вавилонскими башенками, украшенными красными флажками. Смутное беспокойство вызывают вещи солидные и хозяйственные – у нас на Земле их называли электроприборами. На стенки проецируют что-то вроде кино – не совсем про людей, или про не совсем людей, или совсем не про людей. Однако это не ярмарочный день в долине Хриз или на берегу бассейна Аргир. Это шестой фестиваль экспериментального искусства, что проводится с 1996-го раз в два года в августе в питерском Манеже. Недоумение сменится пониманием, когда выяснится, что непонятные объекты и действия – это видео- и фотопроекты, инсталляции, перформансы, компьютерное искусство. Когда-то ярлык "экспериментальное" несли на себе явления не совсем дозволенные, но репрессиям не подлежащие. То, что можно быстро взять и отменить. Искусство, представленное в Манеже, уже не отменишь. Экспериментальное искусство, оно же современное искусство, оно же актуальное искусство, давно уже восстановлено в правах, и даже, пожалуй, претендует на компенсацию. Вот что думает об этом куратор питерского фестиваля Лариса Скобкина: "Искусство расширяет свои территории, вторгается в жизнь с невиданным размахом, осваивая не только выставочные залы, но и улицы городов, и громадные площади земли. Художник заявляет свое право на место в современной жизни – и декларирует исключительность, ценность художественного жеста". Фестиваль международный. Помимо традиционных немцев, скандинавов и американцев здесь демонстрируют такую экзотическую вещь, как эстонское искусство. Проект "Открытые пространства и их обитатели" подготовлен художниками Эстонии. Это самый крупный проект фестиваля. Основная тема – вопрос о месте человека в современном мире, утверждении собственного "я". Идея раскрывается с обильным привлечением всего арсенала современного искусства и художников из других стран (Испании, Германии, Великобритании, Финляндии). Видео, музыка, инсталляции, перформанс, синтетические технопроекты (изображение-звук-вибрация-текст-видеопроекция). Обещают даже "игру ароматов". Широко представлены отечественные молодые художники – от Краснодара до Якутии. Московский музей современного искусства вывозит на фестиваль 20 молодых авторов (на фото – кадр из видеопроекта Ники Кухтиной "Семечки"). Отдельную программу ожидают от Государственного университета аэрокосмического приборостроения. Эта серьезная организация – один из соорганизаторов фестиваля. Видимо, Марс пришел на ум все-таки не случайно – искусство выходит на галактический уровень. |