Новое -- хорошо подаренное старое |
11 августа 2006 |
Событийный туризм В Государственном центре современного искусства открылась выставка "Новое в коллекции". Отменному качеству новых приобретений ГЦСИ, а также щедрости дарителей, во многом благодаря которой и обновляется собрание центра, порадовалась ИРИНА КУЛИК. Летние показы новых поступлений – едва ли не самые яркие события в выставочной жизни ГЦСИ: на них можно увидеть гораздо больше, чем на не слишком частых тематических выставках центра. Свою коллекцию ГЦСИ собирает примерно с 1992 года, то есть с момента своего основания. Сегодня она насчитывает около тысячи произведений. Однако возможность показывать приобретения появилась только в 2000 году, когда ГЦСИ обзавелся собственным помещением. Правда, полномасштабными выставки стали только с прошлого года, после того как ГЦСИ построил новое здание, в котором эти самые новинки можно эффектно показывать и достойно хранить. За прошедший год в коллекцию центра поступило 215 произведений. Среди их авторов есть и маститые классики, и активно работающие авторы среднего поколения, и многообещающая молодежь. В собрании появились еще одно живописное полотно покойного Михаила Рогинского – "Я что-то забыла" 1989 года, картина снабжена надписями на французском языке (работа была создана художником в Париже, где он жил с 1978 года), а также произведения соц-артиста Леонида Сокова (портфолио 1990 года, состоящее из пяти работ, посвященных излюбленным персонажам художника – Мэрилин, Сталину и русскому медведю) и абсурдистские фотосерии концептуалиста Вадима Захарова начала 1980-х, когда он был участником группы "СЗ". Впечатляют и произведения новейшего времени. Шестнадцать механических рук усердно расцарапывают белую краску, покрывающую фанерный стенд: работа молодых екатеринбуржцев из группы "Куда бегут собаки" называется "Зуд" и, пожалуй, является первым из виданных в Москве произведением этих авторов, запоминающимся не меньше, чем эффектное название группы. Посреди зала высится, сверкая зеркальными гранями, цилиндрический "Рефлектор" архитектора Юрия Аввакумова. По желанию зрителя, закрывающего или открывающего зеркальные жалюзи, это сооружение может быть то зеркальной комнатой, то испещренной бойницами дозорной башней, из которой можно созерцать окружающий мир. Перед расписанным кроваво-красными мазками бархатным занавесом на пюпитре стоят две исписанные чернилами "скрижали" из сала, "плотоядная" инсталляция Юрия Шабельникова именуется "Мистерия-Beef". Впрочем, коллекция ГЦСИ формируется не столько благодаря тщательно продуманной закупочной политике, сколько благодаря щедрости дарителей. 89 из представленных на выставке работ – дары авторов и коллекционеров (в том числе директора ГЦСИ Михаила Миндлина). 90 фотографий были отобраны ГЦСИ из фотособрания государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, которое в этом году было распределено по музеям. И только около двадцати позиций относятся к закупкам ФАКК. Среди живописных произведений, приобретенных на деньги государства, оказались обладающее ностальгической ценностью по веселым перестроечным временам полотно Сергея Шутова "Асса, племяши!" (1987) и относительно недавний портрет Владимира Путина в кимоно дзюдоиста кисти Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевской. Что же до масштабных инсталляций, то все они – дары художников. Щедрость художников, конечно, похвальна. Правда, непонятно, когда и где их подарки можно будет увидеть вновь. Концептуальные выставки, в которые могли бы войти "новые поступления", в ГЦСИ в ближайшее время не предусмотрены, да и за прошлый год случались крайне редко. Конечно, еще на прошлогодней выставке "новых поступлений" художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов говорил, что когда-нибудь ГЦСИ откроет собственный музей. А когда это произойдет, бог весть. |