Как защитить русские музеи? |
7 августа 2006 |
Экскурсии Громкое музейное дело набирает обороты. В связи с многолетними кражами в Эрмитаже решено проверить все главные федеральные музеи России. В Росохранкультуре сегодня признали, что воровство ценностей - это не случайность, а закономерность, и, судя по всему, дело это в России поставлено на широкую ногу. Только в Эрмитаже - главном музее страны - похищен 221 экспонат. И после проверок по всей стране цифры могут увеличиться во много раз. Сегодня же стало известно, что удалось вернуть еще несколько вещей из коллекции музея. Их добровольно сдали антиквары и коллекционеры. И подробнее обо всем - в репортаже нашего корреспондента Юлии Вдовиной. Кружка с изображением храма Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого, две иконы - Софья премудрая и Господь Вседержитель, резной складень из кипарисового дерева, серебряный кубок и сигаретница с ободками цветного золота и сапфиром - за два дня питерское ГУВД превратилось в склад украденных сокровищ. Их принесли туда шесть разных людей - антиквары, поняв их происхождение. А вот этот раритет вернул сегодня один из московских коллекционеров - образ Серафима Саровского - в списке пропаж он под номером 81. Темная история, которую глава Роскультуры Михаил Швыдкой назвал "чрезвычайщиной", похоже, проясняется, причем, по мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, с чрезвычайной скоростью. Михаил Пиотровский: "Вначале я верил, надеялся, что они вернутся, мне было не очень понятно. То теперь, в общем, видите, значительная часть уже вернулась, и я думаю, что всe в общем найдется". Отныне музей на военном положении - продолжает господин Пиотровский - придется пожертвовать выставками, Эрмитаж закрывает существенное количество экспозиций. Главное теперь сохранить то, что осталось, но делать это должны, по словам Пиотровского, отнюдь не хранители. Михаил Пиотровский: "Нам нужно отделить хранилища от - увы, да - от хранителя. То есть нужно так, чтобы хранитель входил в хранилище только для хранительских дел. А у нас часто не хватает места, и люди сидят в хранилищах. Вот это плохо, потому что происходит такая некоторая, возникает расхлябанность…" Полностью исключить человеческий фактор, а доступ в хранилища фиксировать специальной аппаратурой - предложение директора Эрмитажа. В Росохранкультуре сегодня исключили другой фактор - случайности. Оказия в Эрмитаже скорее закономерность - заявили на пресс-конференции - на примере главного музея страны доведенная до абсурдного масштаба. Ежегодно в российских музеях фиксируется от 50 до ста культурных хищений. В Астрахани до сих пор не могут раскрыть преступление трехгодичной давности. Одну из картин после реставрации там подменили, другая просто не вернулась. Наталия Марисова, директор Астраханской государственной картинной галереи: "Реставратор был не наш и мог украсть…" |