loading...
   август 2006   
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Новости по странам:

Новости по типам:

ФОТОАЛЬБОМЫ
Гуанчжоу, Китай
Актуально о путешествиях

Преступно хорошо

7 августа 2006

Событийный туризм

Великобритания

Первая часть гастролей балета Большого театра закончилась триумфально: несмотря на августовские отпуска, залы были переполнены, вызовы на поклоны бесконечны, а рейтинги в газетах почти не опускались ниже четырех звездочек из пяти возможных. 

Повышенная температура кипения этого сезона установилась задолго до начала гастролей — вероятно, небывалые для Лондона тридцать градусов по Цельсию спровоцировали респектабельную английскую прессу представить параллельные гастроли Мариинского и Большого театров чуть ли не столкновением сил добра и зла.

В анонсах предпочтение отдавалось петербуржцам. Что не помешало газетам со смаком похоронить фаворита — такова оказалась расплата Мариинского театра за промах с проектом реанимации балета “Золотой век” в программе фестиваля “Шостакович на сцене”, на пару с которым пал и вечер одноактных постановок, включавший легендарные “Ленинградскую симфонию” Бельского и “Клопа” Якобсона.

В отличие от Мариинки, Большой уже несколько сезонов пытается трансформировать свою репутацию труппы, не умеющей танцевать ничего, кроме классики. В Лондон наряду с проверенными балетами XIX в. приехали все последние премьеры: “Пиковая дама” Ролана Пети, “Светлый ручей” и “Игра в карты” худрука Алексея Ратманского, “Золушка” в постановке Юрия Посохова. Но до этой произвольной программы и показательных выступлений (фирменный московский “Дон Кихот”) Большой должен был представить обязательную программу.

Стартовые спектакли только на первый взгляд казались безопаснее. Несмотря на то что в западном сознании русский балет неизменно наряжен в белые пачки, пуанты и диадемы, можно было поморщить нос оттого, что “Лебединое озеро” — знаковый петербургский спектакль, а “Дочь фараона”, хотя и числится эксклюзивом Большого, — это утверждение французской традиции на русской почве (недаром эту “Дочь” вырастил Пьер Лакотт). Кроме того, обе постановки входили в программу предыдущих гастролей Большого в Covent Garden всего два года назад и получили далеко не самые восторженные отзывы прессы.

Но вопреки бытующему мнению, что успех в Лондоне определяется рецензией в Times, зрители устремились на открытие гастролей Большого театра с такой энергией, будто у них не было и больше не будет шанса увидеть ни “Дочь фараона”, ни “Лебединое озеро”. Критика, впрочем, на этот раз тоже встретила балет Большого благосклонно — “Дочь фараона” на прошлой неделе удостоилась похвал авторитетнейшего Клемента Криспа из Financial Times.

Правда, по поводу второй постановки — “Лебединого озера” в редакции Юрия Григоровича газеты издали традиционный вопль ужаса. Считая кощунством даже изменение движения мизинца в балетах собственных классиков Эштона или Макмиллана, англичане много лет упорно призывают москвичей расстаться с одним из лучших своих спектаклей только потому, что он сохраняет эстетику 1960-х. Это “Лебединое озеро” приезжает в Англию чуть ли не с каждыми гастролями Большого (а их за 50-летнюю историю было около двадцати), но каждый раз балетные обозреватели находят все новые обороты, чтобы выразить свое возмущение “чередой кошмарных изменений, внесенных Григоровичем, включая осквернение завораживающего катарсиса Чайковского, что обедняет балет и лишает его эмоционального наполнения” (Джудит Макрелл, Guardian).

Тем не менее та же Guardian вместе с другими изданиями выставила двум первым программам Большого по четыре звездочки — почти максимальный балл: по определению газеты, “самое большое преступление — это то, что Большой в настоящий момент танцует так хорошо”.

Руководство труппы почти не воспользовалось услугами патентованных звезд старшего поколения. Гастроли открылись выступлением звезды международного масштаба Светланы Захаровой, которая в Лондоне прибавила к своей репутации новую тонну комплиментов. Поддерживать ее доверили опытному Сергею Филину и испытанному Руслану Скворцову, удостоившимся дозы кисло-сладких отзывов. Однако в остальном Большой отдал предпочтение малоизвестным, но бесстрашным молодым танцовщикам, имен которых еще не выучили даже в Москве.

И они оправдали ожидания — английские критики, пренебрегая этикетом, не скупились на описание их второстепенных партий. Они с наслаждением расписали “блистательного Вячеслава Лопатина”, Екатерину Крысанову, “которая была очень яркой и вызывающей”, Наталью Осипову, Анну Никулину и многих других, кому в следующих программах приготовлены более значительные роли.

к списку новостей