Сочи нагнали новую волну |
7 августа 2006 |
Событийный туризм Если бы этот текст был написан меньше месяца назад, до закрытия Сочинского, самого авторитетного из национальных российских фестивалей, завершающего российский киносезон, он, безусловно, был бы весьма уныл и ограничивался констатацией факта: на Восточном фронте без перемен. Но сочинские итоги заставили говорить чуть ли не о революции в отечественном кино. Комментарии МИХАИЛА ТРОФИМЕНКОВА. Иногда энтузиасты говорят о второй революции, очевидно, подсознательно повторяя схему из школьных учебников истории о первой (1905) и второй (1917) русских революциях. Когда произошла первая, впрочем, не совсем ясно. Исторический, пятый съезд Союза кинематографистов СССР, что ли, имеется в виду, перестроечная смена кинономенклатуры? Ну так ведь именно он, при всем своем романтизме и благородстве, положил начало периоду, завершившемуся тем, что производимых в стране фильмов не хватало для комплектации и одного фестиваля. Да и ощутимого эстетического обновления те события не принесли. Впрочем, и в 2006 году с фильмами фестивального уровня в России дело обстоит далеко не идеально. На протяжении нескольких месяцев шли поиски российского фильма для конкурсной программы фестиваля "Санкт-Петербург", задуманного Марком Рудинштейном на Дворцовой площади в Петербурге, но загубленного совместными усилиями организаторов и их противников. Единственный достойный фильм, не засвеченный, не приглашенный в конкурс иного фестиваля-конкурента, нашелся едва ли не в последнюю минуту. Очевидно, о "Последнем забое" Сергея Боброва, "черной" комедии о трех шахтерах, решивших от безнадеги взорвать себя в забое, еще будут говорить, но она станет фактом уже следующего киносезона. Сочинскую революцию, казалось, не предвещало ничто. Режиссеры-дебютанты не горели желанием слиться в какую-нибудь новую волну, им скорее льстил титул первого ученика. В Выборге на фестивале "Окно в Европу" лучшим дебютом была названа "Полумгла" Артема Антонова, прославившегося замечательной короткометражкой "Столичный скорый". Аккуратное, конформное кино, аккумулирующее все новые стереотипы Великой Отечественной войны: безобидные пленные немцы, трудно, но верно находящие общий язык с колхозницами из северной деревни, да родные гэбэшники, гораздо более страшные, чем оккупанты. "Ленфильм" гордился "Мифами моего детства" Юрия Феттинга, столь же соглашательским ретро, неудачно примерившим к реальности южного городка конца 1950-х годов клише, заимствованные у Эмира Кустурицы. Беззаконной кометой пронеслась по фестивалям разве что "Пыль" Сергея Лобана, саркастическая сказка об инфантильном ребенке 23 лет, потерявшем свое тело в ходе секретного эксперимента ФСБ, снятая за фантастическую сумму $3000 на грани параллельного и настоящего кино. В Выборге главные призы получили фильмы достойных, проверенных, в общем-то не портящих борозду, но и глубоко не пашущих мастеров. "Большую золотую ладью" получил Станислав Говорухин за "Не хлебом единым", ювелирное, эстетически самодостаточное и в силу этого бессмысленное ретро по "оттепельному" роману Владимира Дудинцева "Не хлебом единым". Бессмысленное – то есть не обусловленное ни желанием сорвать кассу, ни выкрикнуть правду о современности. А просто "Золотую ладью" – "Колька – перекати-поле" Николая Досталя, решившего продлить с помощью ремейка жизнь своего перестроечного шедевра "Облако-рай". Излишне говорить, что авторы блокбастеров, самых кассовых отечественных фильмов сезона, о которых обычно говорят, когда хотят доказать реальность возрождения российского кино, в фестивальных конкурсах не участвовали. Что свидетельствует, впрочем, о здоровом накоплении общей массы кинопродукции, достигшей такой степени, что кассовое кино и арт-хаус обрели достаточный вес в своих экологических нишах, чтобы не вступать в ненормальную конкуренцию в Сочи или Выборге. Сочинский кинофестиваль обнаружил, что реальность еще сложнее. Судя по решению жюри, неактуальным оказалось и кино, существующее на грани авторства и мейнстрима, добротного, вполне европейского качества. Остался незамеченным, безусловно, рассчитанный на фестивальный успех "Перегон" Александра Рогожкина – фильм, не просто повторяющий, но гипертрофирующий "Кукушку", собравшую все возможные национальные награды и едва-едва не вышедшую в оскаровский финал. Ни постановочный размах фильма о буднях чукотского аэродрома 1942 года, куда американские летчицы перегоняют ленд-лизовские самолеты, ни этнографический колорит, ни многофигурная композиция, ни блестящая игра Алексея Серебрякова не впечатлили жюри, состоящее отнюдь не из радикальных поклонников авторства. Столь же невостребованным оказалось и духовное кино, продолжающее линию Андрея Тарковского–Александра Сокурова. Ничего не получил "Странник" Сергея Карандашова. Антиутопия "Гадкие лебеди" Константина Лопушанского, экранизация романа братьев Стругацких, была вынуждена удовлетвориться призом за лучшую музыку, полученным, в чем можно углядеть недобрую иронию судьбы, Андреем Сигле, не только композитором, но и продюсером фильма. Грубо говоря, в Сочи победили фильмы нового поколения режиссеров, явившегося на авансцену последние два-три года. Разного возраста. С разным бэкграундом. Кто-то, как Кирилл Серебренников (главный приз за фильм "Изображая жертву") или Иван Вырыпаев ("Эйфория", спецприз жюри), пришел из театра. Кто-то, как Александр Велединский ("Живой", приз за сценарий), прошел телевизионную поденщину. Кто-то, как Авдотья Смирнова ("Связь", приз за лучший дебют), успел составить себе имя в качестве сценариста. А Борис Хлебников ("Свободное плавание", приз за режиссуру) уже прославился, пусть и в соавторстве, своим фильмом "Коктебель" – антитезой венецианского фаворита "Возвращение". Это не мейнстрим, но и не герметическое творчество, а кино, рассчитанное на ограниченный, но не сектантский круг зрителей. Не натурализм и не сюрреализм, но их иногда удачное, иногда не слишком сочетание. Не политическое кино, но кино, способное увидеть больные или забытые стороны жизни. Об общности эстетики, о новой волне говорить нет оснований. Совершенно органично в этой компании смотрится и Алексей Балабанов ("Мне не больно", приз Ренате Литвиновой и Александру Яценко за лучшие женскую и мужскую роли), хотя и мастер предыдущего поколения, но сбросивший кожу, снявший, ко всеобщему удивлению, классическую по рисунку и актуальную по краскам мелодраму. При все еще скудном количестве фильмов, имеющих основания претендовать на фестивальные призы, невозможно утверждать, что сочинская революция обозначила перспективную тенденцию. Но легитимизация в Сочи именно такого рода кино дает режиссерам, снимающим его, шанс на расположение продюсеров, а это и есть, между прочим, одна из главных функций национальных кинофестивалей. |