Русская слава на берегах Нила |
4 августа 2006 |
Событийный туризм Это неправдоподобно, но страшно весело. Балет Большого театра открыл свой праздничный сезон в лондонском Ковент-Гардене — через пятьдесят лет после первых, потрясших зрителей гастролей. “Дочь фараона” — это воскрешенный Пьером Лакоттом первый новаторский спектакль Мариуса Петипа, поставленный им для петербургской публики в 1862 г. Драматическое действие характерно для того времени, чего не скажешь о балете с его потрясающими эффектами. Поразительна его долговечность, ведь он дожил до советской эры. От той постановки ничего не осталось, кроме приятной, как обычно, музыки Пуни и либретто. Они и подсказали Лакотту, как ему действовать, чтобы вызвать дух старого спектакля. Результатом стала легкая игра, которой до полного идеала не хватает только Кеннета Уильямса (британский комик — “Ведомости”) и гадюки; скажу вам, что в спектакле есть кобра в вазе с цветами, вполне справляющаяся с задачей. Что мы видим и что любим сегодня, чем сияет постановка Лакотта — это поток танца. Стремительные ансамбли милых девушек с луками и стрелами; процессии воинов; фараон на колеснице, запряженной белой лошадью; сцена на дне Нила с дрейфующим кордебалетом; нубийский злодей; викторианский исследователь лорд Вильсон, который думает, что живет во времена фараонов и является Таором, возлюбленным дочери фараона; охота на львов; комическая обезьяна — я мог бы продолжать бесконечно. И, посреди всего этого, роль балерины. Вариация сменяется вариацией, чудесные пачки, дуэты с Таором, еще вариации и по-настоящему сложные движения. Движущей силой старых балетов Петипа были звездные балерины, составившие им славу. Лакотт понимает как это, так и неразрешенную проблему отношения к балетной сюжетике. И во всем преуспевает, создавая по дороге центральную роль для Аспиччии (той самой дочери фараона), похожую на экзамен для танцовщицы на право считаться примой-балериной. Светлана Захарова прошла через испытание, словно это было для нее не более чем простое tendu. Она красива, владеет необыкновенной техникой, во всеоружии которой высшие трудности приветствуются уверенной улыбкой, безупречной ногой, изумительно отзывчивым корпусом и восхитительной линией. И она может в тесных пределах этой драмы убедить нас в любой эмоции. Она попросту чудо, и у нее чудесный партнер — Сергей Филин. Балет требует бравурности, божественной ясности в исполнении и какой-то беспечной уверенности. Филин, как Захарова, демонстрирует все это с беззаботностью, и он великолепен. Но и вся труппа Большого играет эту безумную старую историю с легкостью шулера, без усилий показывая тузы там, где их никогда не было. Здесь прекрасные солисты, среди которых особенно хороши Наталья Осипова и Нина Капцова, Ян Годовский и Вячеслав Лопатин. Наперсницу Аспиччии грандиозно играет Мария Александрова; весь ансамбль внушает полную веру во все, что он делает. Нарядное открытие сезона. Пятьдесят лет назад балет Большого театра изумил нас своим искусством. И они все еще делают это, да благословит их Бог! Елена Парина |