Круизы по Черному морю |
2 августа 2006 |
Круизы На недавней конференции стран Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) в Москве «Возобновление пассажирского движения на Черном море» глава морского порта Сочи Давид Ступельман представил свои планы по организации круизного пароходства в бассейне Черного моря и развития самого сочинского порта Сочи. Сочи в советское время был в самой гуще круизного туризма. Вообще история советского морского туризма началась в 1957 году, когда ВАО «Интурист» организовал на судах «Победа» и «Грузия» круизы из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на теплоходе «Петр Великий» - по Черному морю с туристами из соцстран. А с 1960 года заработала знаменитая Крымско-Кавказская круизная линия, которая в среднем за год перевозила порядка 135 тыс. пассажиров. Из них 17 тыс. – иностранных и 100 тыс. – отечественных туристов, а также 18 тыс. – просто пассажиров. К тому же в свободное от дальних плаваний время многие суда Черноморского пароходства совершали 3-часовые морские прогулки, они пользовались большой популярностью, и за год таких пассажиров набиралось до 7 тыс. Эта форма эксплуатации судов была очень эффективной для судовладельцев. В 1992 году Крымско-кавказская линия прекратила свое существование, начался общий спад и пассажирских, и круизных перевозок. Если международный круизный флот все это время сохранял высокие темпы развития на уровне 8,1%, опережая развитие мирового туризма вообще, то в регионе Черного моря – в круизных портах России, Украины. Грузии, Болгарии и Румынии - за последние 10 лет объем круизного туризма упал в 3 раза. В целом он составляет сейчас лишь 3% от общего объема круизных пассажиров в Средиземном море (1,7 млн. чел.) По статистике, сейчас в России круизных пассажиров, совершающих морские путешествия, не более 20 тыс. человек, хотя общее количество туристов, пользующихся всеми другими видами транспорта, приближается к 17 млн. Между тем, по словам Давида Ступельмана, потенциальный спрос на морские поездки достаточно высок и при возобновлении круизных перевозок в бассейне Черного моря вполне можно рассчитывать минимум на 100 тыс. туристов ежегодно. Всего в странах черноморского бассейна и вплотную прилегающих к нему проживает порядка 380 млн. человек, что вполне сопоставимо с Европой. «Этот рынок поистине безграничен, и за него еще будут драться международные круизные компании, - уверен г-н Ступельман. Правда, все это пока – перспектива весьма отдаленная. На деле странам черноморского бассейна приходится не отбиваться от желающих зайти в их воды круизных лайнеров, а налаживать элементарное пассажирское сообщение между собой. Роль координатора готов взять на себя Сочи, и первые шаги уже сделаны. Прежде всего им предлагается вступить в Ассоциацию круизных портов Средиземного, Черного и Красного морей Medcruise. Сочи вошел в нее в 2003 году и даже будущей весной будет принимать у себя 30-ю генеральную Ассамблею этой организации. Одновременно всем заинтересованным портам (Батуми, Севастополь, Ялта, Одесса, Варна. Несебр, Констанца. Стамбул) Сочи предлагает объединиться в пул для разработки совместной программы возобновления круизного судоходства в Черном море. Объединение необходимо для решения таких глобальных задач, как предоставление льготных ставок сборов для круизных и пассажирских, гарантий безопасности, упрощения визового режима для круизных туристов, обеспечение международных стандартов обслуживания и судов, и туристов. Уже можно вести переговоры с круизными компаниями о возможных типах судов различной вместимости уровня 3-4*. На первом этапе – в течение 2-3 лет – пул может арендовать судно на 400-450 пассажиров для обкатки линии и создания сети агентств по продажам туров. В последующем возможно использование судов на 500-700 пассажиров и создание комбинированных маршрутов с выходом в Средиземное море. 700 и более рассчитывать на судно. По мнению Давида Ступельмана, если всю эту организационную работу страны ЧЭС смогут провести до конца 2006 года, то в 2007 круизы по Черному морю станут реальностью (Светлана Ставцева, RATA-news) . |