"Крылья" закрыли Америкой |
1 августа 2006 |
Событийный туризм Второй день фестиваля "Крылья-2006" смело можно было окрестить "зарубежным". Но и участие любимых российскими металлистами бразильцев Soulfly не стало поводом для давки на поле в Тушине. Здесь собралось не более десяти тысяч зрителей. БОРИС БАРАБАНОВ диагностировал изменения в интересах публики больших рок-фестивалей. После легкой раскачки в виде назначенных в этом году "подающими надежды" групп Nikel и Znaki началась серия выступлений иностранцев. На сцене появились две украинские группы и по одной команде из Молдавии, Латвии, США, Франции и Бразилии. Киевляне "Танок на майданi Конго" и молдаване Zdob Si Zdub в Москве выступают уже не так часто, как в конце 90-х, когда на группы из ближнего зарубежья существовало что-то вроде моды. Поэтому каждый их концерт полон любви к местным поклонникам и легкой зависти к городу, где каждый уикенд на свежем воздухе легко могут собираться десять–двадцать тысяч поклонников рок-музыки. Ясно, что дома артистам из бывших братских республик шанс поиграть для такой аудитории выпадает редко. Впрочем, организаторы "Крыльев" не ограничились только ближним зарубежьем, и после выступления французской ска-группы N&SK этнофанковый кураж Zdob Si Zdub уже не выглядел полным откровением. N&SK напомнили, что в общем-то именно Франция начиная еще с Mano Negra всегда диктовала Европе моду на афроамериканские и ямайские ритмы. Что же касается "Океана Эльзы" и Brainstorm, то рядом с ироничным танцевальным постпанком чикагцев OK Go мейнстрим-рок традиционно любимых москвичами групп выглядел пресным и старомодным. Обычно "Океан Эльзы" и Brainstorm выигрывают на фоне российских команд, уступающих им в профессионализме и изобретательности, а тут уже сами украинцы и латыши смотрелись как усталые ремесленники предпенсионного возраста. Как и следовало ожидать, при первых же незатейливых аккордах OK Go обитатели примыкающей к сцене фан-зоны потянулись в сторону палаток с пивом. Вряд ли авторы отображавшихся на видеоэкранах эсэмэсок типа "Краматорск, мы здесь!" или "Есть тут кто-нибудь из Барнаула?" были в курсе, что OK Go – авторы наиболее часто скачиваемого в интернете видео "A Million Ways" и учебника для групп, желающих способствовать смещению Джорджа Буша с поста президента. Однако музыкантам все-таки удалось остановить массовый отток публики. OK Go играют довольно стандартный для текущего момента танцевальный ретророк, а симпатии завоевывают обаянием и неиссякаемой иронией. "Я не знаю русского языка, но уже выучил несколько слов,– сказал публике 'Крыльев' вокалист Дамиан Кулаш, а затем проскандировал с поднятым вверх кулаком: – Lozhka! Vilka! Nosh! Ya ne znayu! И мое любимое: Smetana!" Здесь в рядах поклонников русского рока послышалось хихиканье. OK Go решили закрепить успех, исполнив кавер-версию песни Electric Light Orchestra "Don`t Bring Me Down". Странно, что до OK Go никто из молодых исполнителей танцевального рока не додумался перепеть этот шлягер, его ведь можно смело считать первоисточником всех главных хитов групп вроде Franz Ferdinand и The Killers, просто они стесняются в этом признаться. Ремейк идеально вписался в сет лихих американцев, но молодой московской публике не сказал ровным счетом ничего. Однако господин Кулаш не расстроился и продолжил исполнение боевиков собственного производства, которые перемежал исполненными сумасшедшего оптимизма возгласами: "Lozhka! Smetana!" Вскормленные "Нашим радио" рок-фанаты уже совсем готовы были полюбить OK Go, как музыканты вдруг отложили инструменты, а фронтмен сказал: "Здесь заканчивается рок-н-ролльная часть нашего выступления и начинается танцевальная". Затем из динамиков полилась фонограмма "A Million Ways", а OK Go исполнили хорошо отрепетированную хореографическую композицию. Соль шутки связана с сюжетом ролика. В нем музыканты потешно отплясывают во дворе своего дома. Производство клипа обошлось им в десять долларов, после размещения в интернете пользователи сети скачали его три миллиона раз. Этот случай сразу стал легендой шоу-индустрии. Но не в России. Публика в Москве реагировала на танец рокеров так, будто перед ними балет "Тодес". Выступление бразильцев Soulfly, конечно, имело гораздо больший успех. Ведомая бывшим лидером легендарной команды Sepultura Максом Кавалерой, эта команда исполняет туповатый хард-кор, а все разговоры насчет использования фолк-мотивов можно списать на усердие лояльных журналистов: когда господин Кавалера и его товарищи исполняют выделенное в отдельное производство соло на ударных, слышно, что перкуссионист из любого пляжно-ресторанного состава Рио-де-Жанейро "сделает" их на раз. Soulfly в России почитают как наследников славы Sepultura, чья популярность пришлась на начало 90-х, поэтому в нашей стране у господина Кавалеры успела сформироваться крепкая фанатская база. Музыкант не отрекается от корней и не забывает рубануть в середине сета Soulfly хит Sepultura "Roots Bloody Roots". По ходу "Крыльев-2006" была опровергнута информация о том, что господин Кавалера после прошлогоднего инцидента в аэропорту Домодедово, когда некий уссурийский депутат стал грязно приставать к падчерице артиста, отказался впредь гастролировать в России. Напротив, бразилец был миролюбив и уверял всех в преданности публике северной страны. Организаторы "Крыльев" проявили мудрость, поставив на самый финал концерта группу "Чайф". Под звуки душевного русского рока поляну покидали потенциально агрессивные фаны Soulfly. Но они, собственно, не доставляли особых хлопот многочисленным стражам порядка. Вообще, летние фестивали этого года оставляют ощущение "успокоения" поклонников рока. Дубинки и шлемы омоновцев в Эммаусе во время выступления "Ленинграда" выглядели почти карнавальными атрибутами, а в Тушине просто не выступали никакие из отечественных "радикальных" или "тяжелых" групп, чьи фаны теоретически могли безобразничать. В Тушине в этом году корреспондент Ъ столкнулся с беспрецедентным количеством людей, улыбающихся без причины, просто потому, что хорошо, и при этом почти не встретил меломанов, потерявших человеческое обличье. Самым поразительным зрелищем был некий благополучного вида господин, во время "молотилки" Soulfly стоявший спиной к сцене и спокойно раскуривавший дорогую сигару. Похоже, музыка для него имела третьестепенное значение. |