← декабрь 2005 → | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Новая роль провинциальных музеев |
20 декабря 2005 |
Турфирмы Сказать, что большинство российских музеев переживает сейчас не лучшие времена – значит, не сказать ничего. По официальным данным, в течение последних десяти лет их финансирование составляло всего 15% от потребностей. Неофициальные цифры еще грустнее. Средняя зарплата музейных работников не превышает 4 тыс. рублей. При таких «масштабах» государственной помощи, 2010 год в удовлетворительном состоянии встретит лишь треть существующих музеев. Однако, несмотря на то, что государство не в силах их достойно финансировать, некоторые музеи, как например музей-заповедник «Ясная Поляна» нашли пути решения этой проблемы. По мнению директора «Ясной Поляны» Владимира Толстого, роль музеев в российском обществе за последние годы претерпела серьезные изменения. У центральных музеев, например, Эрмитажа, Третьяковской галереи – сохранить и достойно представить публике и последующим поколениям наше культурное наследство. Провинциальные же музеи помимо этого обычно выполняют еще и роль главного субъекта территориального развития, становясь фактором продвижения туризма в регионе и чаще всего основным работодателем для окрестных городов и сел. В качестве примеров можно назвать Соловки, Кижи, Поленово. «Ясная Поляна» с 1995 года, когда государственное финансирование сократилось до минимума и музеям официально разрешили заниматься коммерческой деятельностью, также целенаправленно становилась центром территориального развития. Как сказал Владимир Толстой, тогда музей решил участвовать во всем, что приносит прибыль: строить гостиницу, приобретать транспорт, был создан свой издательский дом, собственный туристический отдел. В итоге, если раньше турист тратил в «Ясной Поляне» 1-2% от всех своих расходов на поездку, то сейчас – 40%. Полученная прибыль реинвестировалась в развитие заповедника и его инфраструктуры. Одновременно музей становился все более влиятельной силой в регионе, с которой уже нельзя было не считаться. Закономерным стало создание так называемого «Яснополянского соглашения». Если раньше все в области решалось на уровне власть-бизнес, то теперь появился еще один, уже «социальный», фильтр – музей-заповедник. Без этого трехстороннего соглашения невозможно ни одно принципиальное начинание в Тульской области. Однако недавняя административная реформа, считает Владимир Толстой, может свести на нет все эти достижения. Уже сейчас музей-заповедник «Ясная Поляна» «не вписывается ни в вертикаль, ни в горизонталь власти». Музей вышел за рамки чисто музейной деятельности, и тем самым вступил в противоречие с государственными установками, не имея возможности решать вопросы на стыке отраслей: туризма, образования, культуры. Например, музей создал свой детский сад, в котором может реализовывать свою концепцию воспитания, передачи духовной культуры, однако в нынешней ситуации его вынуждают отказаться от него или передать в муниципалитет. Та же история с туризмом. Это – непрофильная деятельность, говорят чиновники, соответственно, туризм надо выделить в самостоятельная фирму или оставить, но называть турменеджеров, например, реставраторами. По мнению Владимира Толстого, таких примеров разрушения эффективно работающих социо-культурных корпораций сейчас по стране немало. Задача музеев – выстоять под этим давлением. Музеи, считает директор «Ясной Поляны», должны иметь смешанную форму собственности и финансирования, но сохранить единое управление. Причем, это не вопрос Москвы или Санкт-Петербурга, это, прежде всего, вопрос русской провинции. |