Большой познается в сравнении |
28 июля 2006 |
Событийный туризм Представлениями "Огненного ангела" Прокофьева в постановке Франчески Дзамбелло открылись гастроли Большого театра в Лондоне. Нынешний визит Большого в Великобританию не только отмечает 50-летие первых тамошних гастролей театра. На сцене Королевской оперы (таково официальное название театра "Ковент-Гарден") оперная труппа Большого театра, в отличие от балетной, и вовсе выступает впервые. Из Лондона – СЕРГЕЙ ХОДНЕВ. Уже понятно, что по поводу внимания со стороны британской общественности Большому можно не особенно волноваться: на премьере зал был полон, а в партере сидели принц Кентский с супругой и Маргарет Тэтчер. Второй вечер обошелся без титулованных особ, но публики было не меньше. И это при том, что шел еще не "Борис Годунов" в величественной послевоенной постановке (в этом случае еще можно было бы интерес аудитории списать на чистую экзотичность), а "Огненный ангел". Между тем до сих пор популяризацией российского оперного репертуара ХХ века на Западе занимался в основном Мариинский театр, а никак не Большой, так что можно было бы ждать и большей настороженности. Тем более что Мариинский театр именно сейчас тоже гастролирует в Лондоне – на второй главной оперной площадке, в Английской национальной опере, где по воле Валерия Гергиева представляет музыкальный театр Шостаковича в рамках монографического фестиваля под названием, соответственно, "Shostakovich on Stage". Гастроли питерской труппы, в свое время спешно организованные по известии о том, что "Ковент-Гарден" отдадут Большому театру, всем показались задуманными не без интонации "назло надменному соседу". Тему соперничества театров английская пресса муссирует с весны, и в принципе ее можно понять. Однако и в отдельно взятом "Огненном ангеле" критика углядела по преимуществу месседж "а мы не хуже", что вряд ли справедливо. При известных недостатках (частая рыхлость драматургии, клише вроде инквизитора в черной шинели и с резиновой дубинкой) спектакль Франчески Дзамбелло и Георгия Цыпина – произведение вполне достойное того, чтобы восприниматься само по себе. Впрочем, хоть подвергай его сравнению, хоть не подвергай, музыкальное качество спектакля оказалось, безусловно, на высоте. Это относится не только к прекрасной работе оркестра, но и к привезенному в Лондон составу исполнителей. Партия Рупрехта звучала в умном и весьма колоритном вокальном исполнении Бориса Стаценко. Превосходная Рената получалась у Татьяны Смирновой; свободным, богатым и ровным голосом певица пользовалась, ничего не теряя в экспрессивности, на удивление аккуратно, чем снискала отдельную похвалу у Хиллари Финч, автора рецензии на спектакль в The Times (это один из первых отзывов на начало гастролей). Вокальная невыразительность Инквизитора (Вадим Лынковский), а также то, что Романа Муравицкого (Агриппа) в отведенной ему сцене практически не было слышно из-за мощной звуковой стены агрессивной оркестровой фактуры, на впечатлениях, судя по всему, не сказалось. Из второстепенных персонажей публике явно приглянулся Мефистофелес Максима Пастера, хотя бы из-за увлеченной комической игры с элементами импровизации: к примеру, удаляясь со сцены, певец издевательски жестикулировал на манер балетного лебедя. (Однако все та же рецензия в The Times с неожиданной суровостью гласит: "Когда Фауст спрашивает его: 'Не надоели ли тебе эти старые трюки?', устоять против искушения выкрикнуть из зала положительный ответ почти невозможно".) |