Маски Шоу |
26 июля 2006 |
Знаменитости Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Джорджа Бернарда Шоу. Он начинал как газетный критик, а последнюю пьесу написал в возрасте девяноста двух лет. Он отказался от Нобелевской премии и от звания пэра, но вошел в историю как великий драматург и остроумнейший человек. Бернарду Шоу пришлось встать в юбилейную "очередь". В этот год его родной Дублин уже побывал ареной двух крупнейших торжеств. За последние несколько лет здесь с помпой отметили 120-летие Джеймса Джойса, а затем – столетие Сэмюэла Беккета. Поклонники Шоу уже проявляли нетерпение: а вдруг великий авангардист и великий абсурдист затмят великого остроумца? Но все обошлось: 150-летие Бернарда Шоу отмечают с неменьшим прилежанием. Театральные фестивали сменяются научными конференциями и концертами. Специальная программа проходит в музее Шоу, доме, где он родился. Впрочем, город Дублин не совсем вписывается в образ классической писательской колыбели. В доме помимо мамы и папы жил еще и мамин учитель музыки, и Шоу так и не узнал, кто же был его настоящим отцом. А так как обоих кандидатов на отцовство звали Джордж, то непонятно было, в чью честь его назвали. Может быть, именно поэтому собственное имя было писателю столь ненавистно, что он требовал, чтобы его называли исключительно по второму имени – Бернардом Шоу. В 1876 году он переехал в Лондон и в следующий раз побывал в Ирландии лишь спустя 30 лет. Он жил то с отцом, то с матерью, и эта неприкаянность как будто придала ему ускорение. Именно тогда он выработал свои "золотые" принципы, равно подходящие для журналистики и для художественного творчества. Обрел "вредную" привычку считать себя "самым умным". Когда же его спрашивали, как ему удается так здорово острить, он отвечал: "Это очень просто. Я придумываю что-нибудь неостроумное и тут же говорю прямо противоположное". Потом он еще долго жаловался на тяжелую долю критика. Но, видимо, больше всего его допек театр. "Что же произошло с театром, если здорового человека он может довести до смерти?" – с этих слов началась его "личная" театральная реформа. В современном ему театре главную роль отводили актеру – он добился того, чтобы это был "театр драматурга". Тогдашние зрители шли к Мельпомене скорее за развлечениями, а у Бернарда Шоу их ждали чуть ли не дебаты на политические и экономические темы. Конечно, такое было принято далеко не сразу. Одна из его "неприятных" пьес, как их именовал сам драматург, "Профессия миссис Уоррен", была запрещена и в Англии, и в Америке. Настоящий успех пришел к Шоу в начале ХХ века с пьесами "Другой остров Джона Буля", "Цезарь и Клеопатра". Во время первой мировой его "рейтинг" вновь упал, причиной чему были "антипатриотические высказывания". Но "Святая Иоанна", придавшая иронический отблеск только что канонизированной Жанне д`Арк, опять вернула ему популярность. Именно эта пьеса и принесла ему Нобелевскую премию. Но самым популярным его текстом и по сей день остается "Пигмалион". Историю чудесного превращения безграмотной цветочницы в великосветскую даму он сам считал "пьесой о фонетике". Но, став основой для фильма "Моя прекрасная леди", "фонетический фарс" был обречен стать еще и "мюзиклом на все времена". У этого самоучки были какие-то очень назойливые претензии к искусству как таковому. Он имел смелость ставить знак равенства между творчеством и пропагандой. Он свято верил, что из театра, музея, концертного зала и библиотеки люди выходят изменившимися. И он хотел быть в курсе всех этих изменений, поэтому занимался и политикой, и искусством. Он исповедовал социалистические взгляды. Бывал в СССР, восторгался тогдашним строем. Но на вопрос, почему же он сам не переселяется в "этот рай на земле", отвечал, что, мол, в гостях хорошо, но в привычном домашнем "аду" лучше. Ему до сих пор не могут простить терпимые отзывы о Сталине и Гитлере. Так, он выпустил специальный "Путеводитель по социализму, капитализму, советизму и фашизму". Посвятил этот "путеводитель" женщинам: феминизм был еще одним его увлечением. Впрочем, он занимал в его жизни не больше места, чем вегетарианство (он отрицал и алкоголь с табаком) или проекты по реформе английской орфографии. В списке его кумиров мирно соседствовали Аристофан и Карл Маркс, Генрик Ибсен и Антон Чехов, Джон Рескин и Герберт Уэллс.
ЛИЗА НОВИКОВА |