НовостиНовости ИталииДостопримечательности Флоренции способны свести вас с ума
loading...
   январь 2006   
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Новости по странам:

Новости по типам:

ФОТОАЛЬБОМЫ
Лима, Перу
Актуально о путешествиях

Достопримечательности Флоренции способны свести вас с ума

19 января 2006

Экскурсии

Италия

Гениальные произведения искусства, становящиеся жертвой вандализма, отчасти сами провоцируют приступы агрессии у больных людей: их хрупкая психика просто не выдерживает встречи с прекрасным. К такому мнению пришла итальянский психиатр Грациэлла Магерини. Беседуя с туристами, приходящими полюбоваться на статую Давида работы Микеланджело во флорентийскую Академию художеств, доктор и ее коллеги обнаружили, что потрясение, вызванное созерцанием совершенной красоты великой скульптуры, может быть настолько сильным, что способно вызвать кратковременное расстройство психики.

Доктор Магерини назвала это состояние "синдромом Давида" по аналогии с открытым ею же "синдромом Стендаля" - видом психического расстройства, постигающего порой туристов во Флоренции, Риме и других городах Италии из-за "переполненности" их живописными, скульптурными и архитектурными шедеврами. "Синдром Стендаля" доктор выявила в 1979 году. Его симптомами являются эмоциональные всплески, приступы паники, головокружение, обморок, искажения в восприятии реальности, потеря ориентации в пространстве и времени. Имя великого французского писателя Анри Стендаля появилось в названии болезни не случайно. "Когда я выходил из церкви святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалась, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю", - писал он о своем посещении Флоренции, как видим, дав довольно точную характеристику состояния, которым впоследствии заинтересовались психологи.

Этот город и вообще вся Италия - не единственное место на земле, посещение которых чревато для туристов шоком. Кроме эстетических, он может быть вызван сильными религиозными эмоциями. Пример - "синдром Иерусалима", поражающий туристов, прибывших в священный город. Жертвы этого синдрома часто одеваются только в белые одежды и называют себя именами библейских персонажей.

Интересно, что таким эмоциональным потрясениям чаще других подвержены американцы, сообщает "Эхо планеты". Помимо всего прочего, сказывается долгий перелет. Не последнее место занимает и тот факт, что США - страна относительно молодая, не имеющая столь древней истории и подобных европейским памятников культуры. По словам сотрудников отделения психиатрии флорентийской больницы "Санта-Мария Нуова", каждый год к ним доставляют около ста туристов с признаками "синдрома Стендаля". При этом примерно треть попадает в больницу именно после "свидания" с Давидом. Синдром не очень опасен: в течение нескольких часов после приема антидепрессантов и транквилизаторов пациенты приходят в норму.

"Причины "синдрома Давида" запрятаны в глубине человеческой натуры. Давид завораживает совершенством своей красоты, - объясняет доктор. По ее словам, этот памятник вызывает не только безмятежное эстетическое блаженство. "Давид рождает душевную бурю. Глядя на него, чувствуешь себя сильным и великим, но одновременно ощущаешь ревность и зависть к этому молодому совершенному телу", - говорит она.

Статуи Микеланджело часто становились объектом нападений. В 1991 году сумасшедший молотком отбил у Давида большой палец ноги. В 1972 году другое творение Микеланджело - выставленная в соборе святого Петра в Ватикане статуя "Пьета" ("Оплакивание Христа") подверглась нападению туриста из Австралии. С тех пор "Пьета" скрыта за бронированным стеклом. Стоит вспомнить также и судьбу выставленной в Эрмитаже "Данаи" Рембрандта, которую в 1985 году облил кислотой психически больной человек, приехавший из Литвы.

Наконец, по мнению доктора Магерини, великие произведения искусства способны вызвать импульсы вандализма не только у зрителей, но и у своих создателей. Известно, например, что Микеланджело в конце жизни создавал "Пьету" для собственного надгробия, однако не окончил и разбил ее. Незадолго до смерти мастера его ученик Тиберио Кальканьи попросил у него разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу. Сейчас она выставлена во Флоренции.

к списку новостей