Музей афинского Акрополя закрылся после 133 лет работы |
13 июля 2007 |
Еще несколько лет назад было решено, что знаменитые статуи и рельефы Акрополя переедут в новое здание взамен небольшого неоклассического особняка, разместившегося напротив Парфенона. Новый музей достраивается в некотором отдалении, у подножия Акрополя. В нем, как заверяют организаторы, будут созданы наилучшие условия для более чем трехсот экспонатов, имеющихся в распоряжении Греции (большинство статуй и рельефов Парфенона находятся в Британском музее в Лондоне). Министр культуры Греции Йоргос Вулгаракис провел в четверг небольшую экскурсию для журналистов по старому музею Акрополя, где сейчас полным ходом идут работы по подготовке памятников к переезду на новое место. Специалисты-реставраторы дали министру поучаствовать в процедуре заключения в фанерную коробку античной статуи, созданной около 480 года до нашей эры. Министр, надев белые латексные перчатки, очень медленно и осторожно переносил детали статуи, поддерживаемый со всех сторон бдительными реставраторами. Ученые также продемонстрировали собравшимся специальный лазер, при помощи которого проводится поверхностная чистка мраморных статуй. Несмотря на то, что трогать экспонаты посетителям категорически запрещено, каждый год на мраморе остаются темные следы от множества прикосновений. "Старый музей Акрополя после 133 лет жизни завершает цикл своего исторического существования", - объявил собравшимся министр культуры. По его словам, процесс переезда начинается с "оздоровления" статуй, которые разбирают на части. Реставраторам предстоит заменить железные скрепы и связующий раствор, при помощи которых десятилетия назад были соединены разрозненные детали находок. Новые скрепы будут сделаны из титана. Особенной заботы требуют так называемые кариатиды - колонны в форме девушек, составлявшие ранее портик знаменитого храма Эрехтейон на Акрополе. В ХХ веке статуи серьезно пострадали из-за городского смога, разъедавшего мрамор. Поэтому кариатид заменили на копии, а оригинальные колонны поместили в музей. В последние годы в музее афинского Акрополя можно было увидеть четыре из шести кариатид - одна из них с XIX века выставлена в Британском музее, другая очень сильно пострадала от смога и находится на реставрации. Перед "переездом" из прозрачной камеры, где находятся кариатиды, откачали азот, который предохранял статуи от дальнейшей эрозии. Теперь девушкам-колоннам дадут немного "привыкнуть" к нормальной атмосфере (впрочем, значительно более чистой, чем несколько десятилетий назад), и только после этого приступят к их переносу на новое место. Вся работа сопровождается подробнейшим фотографированием экспонатов. Реставраторы также ведут журнал работ, по которому координируют свои действия. Весь процесс фиксируют работники музея на любительские видеокамеры, а также специально приглашенный кинооператор. До сентября текущего года планируется разобрать и запаковать в специальные фанерные короба все триста с лишним экспонатов, некоторые из которых весят до двух с половиной тонн. Далее экспонаты будут спускать с Акрополя при помощи специальных пятидесятиметровых кранов, защищенных от вибрации. Последует этап новой сборки, который, как ожидается, продлится до конца года. В начале 2008 года должен открыться новый музей Акрополя, в котором будет достаточно места не только для афинских сокровищ, но и для экспонатов из Британского музея, на которые претендует Греция. Впрочем, британская сторона отказывается вернуть фриз Парфенона на родину. По словам министра культуры Греции, строительство нового музея Акрополя и операция по переносу туда бесценных экспонатов является наиболее крупным и сложным проектом, который осуществляется в Греции в сфере реставрации памятников древности. |