Инородная художница |
21 мая 2007 |
Экскурсии Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ДПИ) открылась выставка Екатерины Нестеровой "Избранные установки" – неожиданная, как все, что делает эта художница. Комментирует АЛЕКСЕЙ Ъ-ТАРХАНОВ. Екатерина Нестерова устраивает свои выставки очень редко. А поскольку она и негалерейный художник, увидеть то, что она делает, можно только тогда, когда ее спешно приглашают на какую-нибудь большую выставку. И тогда можно подумать, что к своему выступлению она готовилась много лет, настолько точные и экономные работы у нее получаются – вроде рощи из жгутов бесплатных газет, пчел из черных пластиковых мешков и желтого скотча или переплетения синих садовых шлангов, изображающих то реку, то волосы. В музее ДПИ инсталляция развернута по дуге – это алюминиевые рейки в грубо слепленных подставках-вазах из тяжелого шамота. Они стоят на полу, расчерченном деревянными рейками на квадраты. На одной из стен висит пластиковая труба и гобелен. На другой – желтые доски, подцвеченные синей пастелью, и архивные фото, изображающие вход красной конницы в Крым. Портрет Аркадия Гайдара с букетом сирени. Портрет актрисы Мишель Мерсье в роли Анжелики. Два монитора показывают в авторской нарезке кадры из "Неуловимых мстителей" с одной стороны и кадры из "Анжелики" – с другой. Разберись попробуй, что это такое. Но так и работает современное искусство, которому бывает достаточно одного авторского слова, одного ключа. "Эти фотографии я нашла в сарае на даче",– говорит Екатерина Нестерова, и слово "дача" мгновенно определяет и время, и круг ассоциаций. Ранние семидесятые, советский романтизм. Путь по дачному саду меж цветов, любовь к букетам и лошадям, раздвоенность между Ксанкой из "Неуловимых" и Анжеликой из "Пути в Версаль". Книги Гайдара и фильмы Кеосаяна. Но теперь садовые кусты прорастают железом, панорама крымских берегов (желтый берег, синий прибой) превращается в доски, и сами фильмы остаются мелькающей в памяти нарезкой кадров. И на все это можно взглянуть через пластиковую трубу, куда, похоже, ухнуло время и в которой красная конница кажется ничуть не ближе Анжелики с королем. |