Рубленые, струганые, крашеные |
11 сентября 2006 |
Экскурсии Выставка “Скульптура в дереве. ХХ век”, открывшаяся в Третьяковке на Крымском Валу, могла бы быть важной академической экспозицией, приуроченной к юбилею галереи. Но оказалась яркой и веселой выставкой с “детским уголком”. Эта выставка — наглядный пример разумной жертвы представительностью ради зрелищности. В дереве работали лучшие русские скульпторы — Анна Голубкина, Сергей Коненков, Александр Матвеев, Степан Эрьзя. Их монументальными работами можно было бы заполнить всю экспозицию. Но галерея показала понемногу очень разных авторов, продемонстрировав, как в деревянной скульптуре отразились художественные направления и настроения людей ХХ в. Выставка открывается шедеврами начала века. Тогда русские скульпторы и стали серьезно работать с деревом и делать в нем не менее артистичную и величественную скульптуру, чем в мраморе или в бронзе. Это подтверждают великолепные бюсты Голубкиной, классицистическая женская фигура Матвеева и эксцентричный “Грибоедов” Иосифа Фри-Хары. Все это вызывает ожидаемые серьезные художественные впечатления. Тоже ожидаемые, но легкие чувства приходят при разглядывании анималистической скульптуры. И здесь проявляются виртуозное мастерство скульпторов в работе с материалом, но деревянные фигуры животных все трогательны и понятны в своей ненавязчивой условности даже детям. А это редкий случай в нашей музейной выставочной практике, традиционно преподносящей искусство с гордостью, не заботясь о детских удовольствиях. Но — и это уже совсем неожиданно — самым эмоциональным и живым оказался раздел деревянной скульптуры советского периода. Интеллигентское (не официальное и не нонконформистское) искусство 60-90-х гг. долгое время не было востребовано, но сейчас, похоже, вернулось его время. Камерность, раздумчивость, пластическая культура и мягкая ирония снова кажутся привлекательными тем, кто порядком подустал от пафоса, громкости и самомнения современной культуры. Это угадали авторы выставки и выбрали для экспозиции как раз неторжественные произведения. Даже мощного скульптора — академика Аделаиду Пологову, работающую исключительно в дереве, представили тремя небольшими вещами, среди которых раскрашенная фигура согбенного Серафима Саровского — прямое следование традиции пермской народной деревянной скульптуры. “Большая щепка” Владимира Буйначева — бесформенный серый кусок дерева с пятнами краски — как раз и манифестирует простое отношение к дереву. Это уже не драгоценный материал с чудесным рисунком и богатой фактурой, а демократичная народная деревяшка, простоватая для творцов, но подходящая скульпторам-мастеровым, работающим грубо, красящим ярко. У Даниэля Метлянского, Дмитрия Шаховского, Гарифа Басырова, Андрея Красулина, Анатолия Комелина дерево — сподручный материал, из которого получается иронический портрет, минималистская беспредметная композиция и большая крашеная игрушка. Дерево — очень русский материал, делать из него скульптуру — значит продолжать одну из лучших национальных традиций, смирную, беспафосную. Выставка продлится до 5 ноября. |