Отели "от-кутюр" |
2 мая 2006 |
Гостиницы Концепция дизайн-отелей в мире чрезвычайно популярна. О приверженности ей заявляют и новые, и модернизированные отели. Четкой классификации здесь не существует, да и вряд ли она возможна в принципе. Провести безусловную границу между определениями “дизайн-отель” и “бутик-отель” столь же проблематично, как литературному критику обосновать, чем же все-таки новелла отличается от длинного рассказа или короткой повести. Оценим наиболее яркие современные тенденции в развитии дизайн-отелей верхней линии. Шесть звезд “Версаче” Шесть звезд пока еще официально не присваивают. Но если начнут, то более чем вероятно, одним из первых кандидатов на первую строчку в гостиничном рейтинге станет Palazzo Versace в Австралии. Он не просто вызывающе роскошен и безупречен по качеству сервиса. С точки зрения архитектурных решений и интерьеров этот «отель в стиле Версаче» – явление уникальное. Он сам по себе достопримечательность страны, наряду с кенгуру, зданием Сиднейской оперы и дикой собакой динго. Отель расположен на Gold Coast - Золотом берегу, который является лучшей курортной зоной континента. До Большого Барьерного рифа – две минуты лета на гидросамолете. Достаточно уведомить администрацию отеля о таком желании и оплатить счет – приписаный к отелю акваплан незамедлительно окажет услугу. В зону рифов можно отправиться и на яхте. Отель владеет просторной мариной – якорной стоянкой для 90 гостевых и собственных парусников, причалы которой способны принять и 11-метровые австралийской постройки спортивные «Мустанги», и роскошные, океанского класса, 32-метровые яхты «Бенетти». Отель - как остров в океане, вода окружает его практически со всех сторон. Вокруг обустроены пять искуственных лагун с соленой водой и насыпными песчаными берегами, вода в них, независимо от времени года, подогревается до максимально комфортных 25 градусов Цельсия. Самая большая из лагун вытянулась на 65 м и вмещает 1,2 млн литров воды. Интересны сведения об архитекторе, строителе и одновременно владельце этого шедевра (отелем управляет принадлежащий ему консорциум Sunland Group Ltd) – австралийце арабского происхождения Сохиле Абедиане. Сверхоригинальная идея принадлежала именно ему: для архитектурного решения взяты лучшие образцы барокко и классицизма, характерные для Европы эпохи Ренессанса, а интерьеры выполнены в духе модельного Дома Версаче. Поездка Сохиля в Милан, встреча с семьей Версаче, сотни часов, проведенных в обсуждении художественных и финансовых сторон проекта… И вот результат: открытый в сентябре 2000 г. Palazzo Versace немедленно вошел в престижную Лигу лучших отелей мира, ежегодно собирает урожай премий и наград, еще ни разу не уступил звание «Самый роскошный отель Австралии», которое ежегодно присуждает Австралийское агентство по туризму. Над дизайном шедевра гостиничного бизнеса потрудились и сам Джанни Версаче, и его сестра Донателла, сменившая брата у руля модельной империи. Орнаменты Версаче и вещи от Версаче не только украшают потолки и стены, фонтаны и колонны. Любой предмет в отеле, от мебели и униформы служащих до вилок и банных полотенец, помечен знаменитым логотипом - золотой головой Медузы-Горгоны. В отделке интерьеров широко, как и присуще стилю Версаче, использованы роскошные дорогие ткани, что создает особо утонченную атмосферу. Кстати, в громадном фирменном бутике Versace, расположенном в центральном фойе отеля, в числе прочего постояльцы могут купить одежду в тон интерьеру номера и полностью «слиться с окружением». Безусловный коммерческий успех отеля Palazzo Versace породил в среде профессиональных дизайнеров вполне объяснимую «белую зависть» и желание показать конкурентам, что и они более чем состоятельны на новом типе подиумов, где в роли моделей выступают целые гостиничные комплексы. Специалисты окрестили наметившуюся тенденцию «коллекция Hotel Fashion». Наиболее широко размахнулись и далеко продвинулись соотечественники Версаче из дизайнерского дома Bvlgari, чьи позиции особенно сильны в мире изысканных ювелирных изделий и дорогих аксессуаров. В 2001 году был заключен деловой альянс с Luxury Group - дочерней компанией корпорации Marriott International Inc., которая управляет сетью Ritz Carlton Hotels. Созданная группа Bvlgari Hotels & Resorts решает задачи по открытию эксклюзивных пятизвездных отелей «от-кутюр» по всему миру. Первенец – детище архитектора Антонио Читтерио - распахнул двери 18 мая 2004 г. в Милане, в центре города и самом его «стильном» районе: рядом с улицами Монтенаполеоне, Делла Спига, театром «Ла Скала» и Академией Брера. Контрольный пакет акций отеля 54,07% принадлежит семейству ювелиров, а остальные 45,93% поступили в свободную продажу на Миланской фондовой бирже. «Это не просто отель Ritz с нашим брендом на фронтоне. Все внутри — от мебельной обивки до ковриков - создается в подлинном духе и стиле Bvlgari», - говорит Марк Хендрикc, управляющий гостиничным подразделением компании. Второй отель тандема Bvlgari – Ritz разместился на индонезийском острове Бали –популярном месте отдыха зажиточных европейцев, японцев и американцев. Его открыли летом прошлого года на вершине прибрежных скал в курортной зоне Джимбаран, откуда открывается захватывающий вид на воды Индийского океана. Дизайн и интерьеры фактически целой курортной зоны (к отелю примыкают 58 вилл «от Булгари») родились в студийных помещениях специализированной фирмы Antonio Citterio & Partners, они выполнены в традиционном балийском стиле с использование местных материалов. Главным конкурентом Bvlgari на апеннинском «сапожке» является семья Феррагамо. Уже целое десятилетие она владеет во Флоренции гостиничной сетью Lungarno Hotels, первый отель куплен в 1995 году, чтобы разнообразить бизнес. Феррагамо модернизировали отели в соответствии со своими понятиями о стиле и о дизайне, но решили не упоминать бренд в названии гостиниц. Декор здесь остается неизменным, он не призван отражать меняющиеся тенденции модных коллекций. В зоне лобби можно найти каталоги Феррагамо, а вещи под этим брендом - в гостиничном бутике. Раскрученный бренд как бумеранг, который всегда возвращается: жители Флоренции называют эти здания «отелями Феррагамо». Легендарный Джорджио Армани заключил альянс с Emaar Properties - мощной девелоперской фирмой. Подписан контракт на создание в течение семи лет фирменного дизайна четырех курортных комплексов и десяти отелей. Первый из гостиничных шедевров а-ля Армани намечено сотворить в Дубае. Только в этот проект Emaar Properties собирается инвестировать миллиард долларов. Знаменитый модельер публично заявил, что подписание эпохального соглашения означает начало новой главы в истории Армани: “На тридцатом году существования бренда я неожиданно получил возможность реализовать то, о чем ранее не мог и мечтать - привнести свою философию стиля и дизайна в «коллекцию» отелей и курортов». Кутюрье планирует открыть отели под маркой Armani Hotels & Resorts в крупнейших мегаполисах мира - Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио, Шанхае, Милане. В Старом и Новом Свете Пожалуй, наиболее амбициозные планы вынашивает быстрорастущая международная гостиничная сеть Rezidor SAS Hospitality. Сейчас эта “империя” охватывает 263 действующих и строящихся отеля в 48 странах. К 2012 г. компания намерена почти утроить масштаб своих операций, доведя число отелей до 700. Rezidor SAS Hospitality имеет сильные позиции в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Широко известны ее четыре профилирующих бренда - Radisson, Country Inn, Park Inn и Regent. А с ноября прошлого года к ним добавился пятый – Missoni Hotels. Rezidor SAS, вступив в бизнес-альянс с престижнейшим итальянским домом моды Missoni, а также Studio Thun – архитектурно-дизайнерским бюро, расположенным в Милане и возглавляемым прославленным архитектором Маттео Туном, намерен уже к следующему году открыть первые три высококлассных дизайн-отеля, а к 2010 г. довести их число до трех десятков. Отели «от Миссони-Туна» появятся, в частности, в Лондоне, Эдинбурге, Копенгагене, Париже, Амстердаме, Франкфурте, Милане, Барселоне, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Дубае. На родине дизайн-отелей их ряды стремительно растут. В столице моды Милане, например, «вышли на подиум» новые четырехзвездные гостиницы Straf (его спроектировал известнейший дизайнер Винченцо де Котис) и Town House 31 (над внутренним пространством поработал декоратор Этторе Мокетти, кстати, - главный редактор журнала "Architectural Digest"). На второе место в Европе, похоже, претендует Австрия, построившая за последние два-три года целую серию дизайн-отелей, прежде всего в Вене и на ряде горнолыжных курортов. Желание в самое ближайшее время заняться гостиничным бизнесом настойчиво декларирует легендарный американский дизайнер Ральф Лорен. Он тоже замахивается на организацию целой сети отелей, где поклонники его таланта «могли бы отдыхать по-настоящему стильно». Примерно в том же духе высказывается другая звезда современного дизайна - Тодд Олдхэм. А известный английский дизайнер одежды Джон Рош уже оформил великолепные интерьеры The Beacon Hotel в Дублине: новый отель, который принадлежит корпорации Fitzpatrick Group, стал украшением ирландской столицы. В свою очередь известный французский дизайнер Жан-Шарль Кастельбаяк только что завершил работу над созданием новой фирменной униформы для сотрудников гостиничной сети Sofitel. Совершенно необычный проект осуществила гостиничная сеть Silken Group. Ее мадридский отель Puerta America соединил самые разнообразные архитектурно-дизайнерские идеи, принадлежащие к тому же разным авторам. Номера первого этажа «обустроил» Заха Хадид, второго - Норман Фостер, третьего - Дэвид Чипперфильд (все трое - модные британские архитекторы). С 4-м этажом экспериментировала студия “Плазма”, с 5-м - испанские дизайнеры Витторио и Лючино. Бары на 6-м этаже попали в талантливые руки австралийца Марка Ньюсона, номера 7-го этажа - израильтянина Рона Арада, а 8-го - интернационального тандема Ушид - Финдли. За 9-й этаж отвечал дуэт Глюкман — Майнер, 10-й - японец Арата Исозаки, 11-й - испанец Ксавье Марискаль и, наконец, 12-й - француз Жан Нувель. Он же проектировал фасад отеля. «Общие площади» выполнил Джон Поусон, обустройство и интерьеры ресторанов - компания “Лиэгр и партнеры”. Успех пришлось делить на всех. У гостей отеля нелегкий выбор - как в полной мере оценить весь калейдоскоп дизайнерских решений? Ведь каждый из мастеров проявил оригинальность. Так, Дэвид Чипперфильд использовал на вид простые, но эксклюзивные материалы: ковровые покрытия для спален ручной работы, шелковые обои, белый мрамор. Норман Фостер черпал вдохновение в работах баскского скульптора Чиллида. Лауреат престижных премий Заха Хадид изобрела «альтернативный язык» в архитектуре, основанный на цифровом дизайне. Открытие отеля в июне прошлого года стало «гвоздем» испанского летнего сезона. Инвестиции в этот проект составили 75 млн евро. Общая площадь отеля — 34 тыс. кв. м, в нем 360 номеров. Экспансия законодателей высокой моды в индустрии гостеприимства чрезвычайно выгодна, дружным хором заверяют специалисты. «Это блестящая реклама гостиничному бренду, - с увереностью говорит Шон Хеннесси из консалтинговой фирмы Price Waterhouse-Coopers. – А для модельера это еще один способ самовыражения и сильнейший маркетинговый ход: ведь отель принимает сотни людей ежедневно и служит отличным средством доведения дизайнерских идей до заинтересованных потребителей». Rezidor SAS: модные новинки Первый в России отель Park Inn от Rezidor SAS, открывшийся недавно в Екатеринбурге, вполне заслуживает дизайнерского титула, хотя официально в качестве дизайн-отеля себя не позиционирует. Rezidor SAS предпочитает использовать это определение только в отношении гостиниц своего нового бренда Missoni Hotels. Park Inn – действительно вполне традиционный для Европы и ряда других регионов мира гостиничный бренд. К 2012 г. Rezidor SAS “грозит” построить в российских городах 50 отелей этого типа. Но первенец бренда в России оказался с особой судьбой: вместе с Rezidor SAS проект выполняли в полностью паритетной акционерной пропорции инвестиционные фонды Дании, Швеции и Финляндии. Общее руководство проектом осуществляла финская компания SRV International. Скандинавы очень хотели отличиться и поручили разработать интерьер номеров известному шведскому дизайнеру Кристиану Лундваллу. Он оправдал ожидания: традиционные цвета бренда Park Inn - синий, красный, желтый и зеленый – приобрели в авторской интерпретации совершенно новое, ультрасовременное звучание. За 15 млн долларов Екатеринбург сумел полновесно приобщиться к гостиничной моде «от-кутюр». “Rezidor SAS – одна из наиболее быстро развивающихся компаний в мире, работающих в сфере управления объектами индустрии гостеприимства. Портфель компании представлен большим количеством разнообразных торговых марок, он также представляет собой прибыльный бизнес для акционеров компании”, - заявляет Курт Риттер, президент и исполнительный директор Rezidor SAS Hospitality. В 2005 г. группа подписала 29 новых контрактов на управление гостиницами, включая 15 гостиниц торговой марки Radisson SAS, 13 гостиниц торговой марки Park Inn и одну гостиницу торговой марки Lifestyle, что составляет в целом почти 5000 номеров. Результатом стратегии компании по развитию бизнеса стало открытие новых гостиниц: за прошедший год в Европе и на Ближнем Востоке открыты 21 новая гостиница марки Park Inn и 16 новых гостиниц Radisson SAS Hotels & Resorts. “Одно из наших самых значительных преимуществ – стратегия роста. За прошлый год общее количество номеров увеличилось на 16%, такой показатель является самым значительным показателем роста по отрасли в Европе”, - отмечает Курт Риттер. Majestic Barriere: синоним роскоши Помимо упомянутого роскошного отеля его владелец распоряжается еще 15 отелями, 40 казино, 90 ресторанами, включая знаменитый Fouquet’s в Париже, 3 гольф-клубами, центром талассотерапии, теннисным клубом и многочисленными лечебными, развлекательными и спортивными учреждениями. Компания Groupe Lucien Barriere занимает доминирующее положение на гостиничном рынке Франции, а все отели сети располагаются в исключительно красивых и престижнейших местах. Важная деталь - каждый из них во многом обязан своим успехом оригинальной элегантной архитектуре. Гастрономия, талассотерапия, гольф, теннис, казино и множество других занятий для отдыха и делового туризма дополняют образ Groupe Lucien Barriere. Среди гостей ее отелей класса «люкс» преобладают управленцы среднего и высшего звена, при этом постоянная клиентура достигает в настоящее время 40%. Это объясняет значительные вложения компании в развитие многофункциональных гостиничных бизнес-центров. Подлинная жемчужина коллекции французских хотельеров – отель Majestic Barriere на Лазурном берегу. Это один из самых знаменитых отелей в Каннах. Аркады, колонны, балюстрады, барельефы, выполненные в стиле «арт-деко», напоминают о том, что Majestic Barriere – дитя «беззаботных двадцатых». Неподражаемый архитектурный образ отеля при всей переменчивости моды сохраняет за ним особое место «на подиуме». Ассоциация американских журналистов, специализирующихся на теме туризма, включила его в список 10 лучших отелей мира. На протяжении нескольких лет он входит в ассоциацию The Leading Hotels of the World. Расположенный в самом начале знаменитой набережной Круазетт, рядом с Дворцом фестивалей, отель стал площадкой для проведения всех главных мероприятий в Каннах, начиная с самого значительного из них - Международного кинофестиваля. Majestic Barriere предлагает гостям 305 номеров, включая 23 сьюта, 15 модульных залов, рассчитанных на 20–1500 гостей с рассадкой «театр» и на 3000 гостей для проведения коктейлей. В отеле три ресторана: Villa des Lys - для ценителей высокой кухни, Fouquet’s Cannes - аналог знаменитого парижского ресторана на Елисейских Полях и ресторан B.Sud на частном пляже отеля. С высоты семи этажей открывается потрясающий вид на море. Возведенный в 1926 г. на развалинах замка XIX века. Majestic Barriere был расширен в 1999 году, реконструирован и заново декорирован. Затраты на реновацию в период 1993-2004 гг. составили 50 млн евро. Было осуществлено строительство фитнес-центра, плавательного бассейна, украшенного мозаикой из плитки Мурано, трех ресторанов и парковки для автомобилей. Помимо этого 3 млн евро были потрачены на создание Fouquet’s Cannes и перемещение ресторана La Villa des Lys в восточное крыло отеля. Главному архитектору и декоратору сети знаменитому Жаку Гарсии удалось сохранить разнообразие стилей в отделке внутреннего убранства отеля и мебели. Стиль Директории здесь соседствует со стилями времен Людовика XV, Луи XVI, их дополняет ампир. В отделке конференц-залов и гостиных верхних этажей были использованы стили венецианских салонов XVIII века, а ванные комнаты украшает розовый португальский мрамор. Однако классицизм не отвергает прогресс. В Majestic Barriere известный декоратор продемонстрировал оригинальную функциональную эстетику: телефонные и факсимильные аппараты, телевизоры и мини-бары это наглядно подтверждают. Остается добавить, что Жак Гарсия прославился оформлением парижской резиденции султана Брунея и дома Мансара в аристократическом квартале Марэ туристической столицы мира. Берлин стал «Городом дизайна» Немецкая столица по решению ЮНЕСКО стала первым европейским городом, получившим высокий титул. До сих пор им был отмечен только Буэнос-Айрес в Южной Америке. Кроме того, Берлин стал первым немецким городом, вошедшим в так называемую «Сеть творческих городов» (Creative City Network), основанную ООН. Она объединяет такие популярные туристические города, как Эдинбург («Город литературы»), Санта-Фе и Асуан («Города народного искусства»), а также колумбийский Попаян («Город гастрономии»). «Город отвечает всем критериям для принятия его в «Сеть творческих городов», целью которой в первую очередь является сотрудничество и обмен опытом, - заявила на торжественной церемонии представительница ЮНЕСКО Ариан Хассани. – Это наличие индустрии дизайна, возможность получения соответствующего образования, выставки и музеи, сфокусированные на дизайне, а также удобные условия жизни для дизайнеров». Сегодня программа зарубежного обучения в Центральном колледже искусств и дизайна (Art Center College of Design) в Калифорнии предлагает триместр в Берлине для «вдохновения начинающих дизайнеров». В прошлом году из Гамбурга переехал в Берлин художественный журнал «Sleek», чтобы быть поближе к творческой сцене. В семи художественных учебных заведениях немецкой столицы изучают дизайн пять тысяч человек. Всего же дизайнерским творчеством здесь профессионально занимаются почти 12 тыс. человек. Они проектируют мебель, бытовые и промышленные электроосветительные приборы, создают произведения изобразительного искусства. В Берлине около семи тысяч дизайнерских фирм, их общий оборот составляет 1,5 млрд евро в год. |