Скульптуры Куна в Версале |
12 сентября 2008 |
Событийный туризм Версаль, самый известный из французских королевских дворцов, допустил в свои владения современного американского скульптора Джеффа Куна. Теперь его ошеломляющие гигантские фигуры буквально стоят в одном ряду с шедеврами Веронеза и Бернини. Удивительно, но искусство Куна отлично вписывается в Версаль. Гигантский отражающий аэростат украшает Зеркальный зал. Огромная скульптурная цветочная ваза хорошо подходит к пестрым обоям и гобеленам в спальне французских королев. Большая скульптура лошади, частично сделанная из живых цветов, – современное дополнение к стриженым верхушкам деревьев в Версальском саду. Шоу, которое началось в среду и завершится 14 декабря, - уже не первое послабление, допущенное мастодонтами традиционной французской культуры. В Лувре, например, не раз экспонировались произведения современных художников. Но голос консерваторов, хотя и значительно ослабевший, еще слышен. Около 30 протестующих заявили, что искусство Куна «замарает» величие Версаля и его традиции. Журналист Анна Брасси считает, что кроликам и собакам Куна «место не в Версале, а в Диснейленде». С ней согласился президент Союза писателей Арно-Аарон Упински: «Эта выставка – святотатство и унижение символов Республики и ее искусства». Французские критики упражняются в остроумии: ни один не смог удержаться от язвительных замечаний в адрес бывшей жены Куна – Илоны Сталлер (больше известной, как порно-звезда Чиччолина). «Я хоть сейчас нарисую Чиччолину в постели Луи XIV», - написал в своем онлайн-журнале «La Tribune de l'Art» критик Дидье Рикнер. Кун и сам признал, что некоторые инсталляции «игривы», например, его собственная скульптура рядом с портретом Луи XIV и демонстрация пылесосов в зале, где некогда бывала Мария-Антуанетта. Вместе с тем, Кун особо отметил, что не намеревался принизить роль важного символа королевской власти, каким является Версаль. «Я просто признателен за возможность показать мои работы здесь. Я уважаю Версаль и каждого, кто приходит сюда», - уверил он корреспондентов. Противники шоу видят в этом свой подтекст. Они утверждают, что пиар в Версале повысит цены на работы Куна и сыграет на руку главному их коллекционеру, миллиардеру Франсуа Пино. Однако, куда весомее звучат слова президента Версаля Жан-Жака Эльягона: «Версаль - это исключительное место, но это не мертвое, а живое. Место, заслуживающее уважения, но не ханжества». |