← октябрь 2005 → | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Наследие тысячелетия |
19 октября 2005 |
Событийный туризм Изначально 1000-летие позиционировалось казанскими властями как событие мирового масштаба. В чем вполне преуспели: активное вращение мэра Казани Камиля Исхакова в международных организациях привело, во-первых, к росту узнаваемости мэра, во-вторых, к осознанию многими зарубежными друзьями того факта, что Казань - это не "где-то в Казахстане", а вполне себе российский город со вполне тысячелетней историей. В ходе презентации все средства были хороши: и утверждение о том, что Казань - едва ли не единственный город России, где "Европа встречается с Азией" (он же - "Северная Мекка"), и слияние двух культур и религий, и даже модный термин "миллениум", перехваченный у предыдущего, не менее значимого, события на планете, пишет журнал "Мир без границ". Возвращаясь из своих поездок, казанский глава каждый раз сообщал местной общественности, что интерес к столице Татарстана во всем мире неумолимо растет, и что "фактором 1000-летия" следует воспользоваться для повышения туристической привлекательности города и республики. "Мы делаем все возможное, чтобы Казань знали и посещали", - говорил мэр. Практика показала, что основной процент посещаемости городу обеспечивают официальные лица: в последние год-полтора Казань почти беспрестанно принимала у себя делегации самого разнообразного статуса и национального состава. С некоторой натяжкой их можно отнести к деловым туристам, поскольку официальная программа персон грата, как правило, разбавляется ознакомительными экскурсиями по центру города и непременными поездками в Раифский Богородицкий мужской монастырь. От обычных экскурсантов, передвигающихся теми же маршрутами, "официальных" туристов отличает самая малость: неослабное внимание и опека со стороны местной власти. За безымянных же путников несут ответственность исключительно турфирмы, для которых пресловутый "фактор 1000-летия" оказался, судя по всему, палкой о двух концах. Конечно, специалисты туриндустрии не отрицают того факта, что подготовка к 1000-летию сыграла в пользу туристической привлекательности города. Благодаря огромным суммам, вложенным в реконструкцию и воссоздание исторических памятников, Казань получила дополнительные объекты для туристического показа. - Если раньше, когда мы водили гостей по Кремлю, нам приходилось говорить: "Посмотрите сюда, здесь когда-то была мечеть Кул Шариф", то теперь мы демонстрируем не место, а саму мечеть во всем ее великолепии, - рассказал начальник отдела организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Михаил Гермогентов. - То же касается и Благовещенского собора, и дома Кекина, которые, конечно, стояли и раньше, но вид имели заброшенный. Весной к нам приезжал глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, который, осмотрев строительные работы на территории Кремля, сказал: "Если бы у вас не было 1000-летия, то его стоило бы придумать". Однако лет за двадцать до того, как подвергнуться юбилейной лакировке, Казань, как ни странно, не испытывала недостатка в туристах. В доперестроечные годы посещаемость Казани составляла свыше 600 тыс. человек в год - сегодня местные туроператоры равняются на эту планку примерно так же, как в свое время Никита Хрущев - на Соединенные Штаты. Конечно, в советское время интересы гостей носили несколько иной оттенок: значительную часть туристического потока составляли группы школьников и студентов, ехавшие в Казань на экскурсии "по ленинским местам". Другую часть представляли любители речных путешествий по Волге. По воспоминаниям Михаила Гермогентова, "когда-то через волжские круизы Казань принимала одних только немцев из ГДР по 20 тысяч в год". Справедливости ради стоит сказать, что заплывы иностранцев по великой русской реке продолжаются по сию пору - правда, сейчас их поток на порядок снизился в количественном отношении. Зато усилился в качественном: местные туроператоры отмечают, что, если раньше покупатели круизов "прыгали с поезда на теплоход", то теперь они предпочитают задержаться в Казани на день-другой. Впрочем, профессионалы турбизнеса стали продвигать Казань на всемирной ярмарке тщеславия немного раньше, чем городская администрация задумалась о туристической привлекательности 1000-летней столицы. Казанский турпродукт формировался независимо от госзаказа - с начала нулевых годов местные турфирмы стали активно презентовать Казань на всевозможных туристических выставках. Сегодня это позволяет туроператорам утверждать, что благодаря их усилиям, востребованность Казани стабильно повышается на 15-20% в год. - В последние 3-4 года интерес к Казани на выставках значительно возрос, причем и среди российских, и среди зарубежных профессионалов турбизнеса, - подтвердили нам в Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан. - Если интуриста привлекает Россия, то, в первую очередь, конечно, это Москва, Золотое кольцо, Санкт-Петербург и Карелия, затем Байкал и окрестности. И далее идем мы - получается, в первой пятерке. Если говорить о Поволжском регионе, то конечно, по возможностям показа интереснее Татарстана с Казанью нет ничего. У нас исторически богатый, колоритный регион, два народа, две религии, две культуры. - Формируя предложение, некоторые туроператоры отличились конъюнктурным нюхом. Так, вплоть до июля было точно неизвестно, вернет ли патриарх Алексий II на историческую родину список Казанской иконы Божией матери. Однако еще зимой "Итиль-Интурист" разработала маршрут "По следам Казанской иконы Божией матери", и федеральный "Интурист" включил его в свой каталог. Небывалый интерес к маршруту проявили итальянцы - вероятно, сказалось долгое пребывание списка у покойного Папы Римского. Теперь, когда икона в Казани появилась и закрепилась, можно делать высокие ставки на всплеск паломнического туризма. Благо православным и помимо иконы есть на что посмотреть: лучшие казанские соборы, остров-град Свияжск и все та же благословенная Раифа давно освоены всеми составителями экскурсий. Вопрос о том, готовы ли были местные власти к такому спросу на юбилей, представляет, несомненно, отдельный научно-исследовательский интерес. Законы рынка подсказывают, что при любом раскладе спрос должен был обеспечиваться предложением. Ситуация показывает, что в данном случае предложение носило преимущественно декларативный характер. Первый звоночек прозвенел тогда, когда страшная цифра "15 тысяч гостей" была озвучена на одном из брифингов. Страшна она была тем, что номерной гостиничный фонд Казани на текущий момент составлял, по оценкам специалистов, 3,5-4 тыс. койкомест. Уже в начале года все номера в приличных гостиницах города на дни празднования 1000-летия были на "брони" администрации города и Правительства РТ . Но мест все равно не хватило - и в ход пошли дома отдыха, санатории и профилактории, и даже теплоходы, вставшие на "якорь" в казанском речном порту. - Долгое время мы были в неведении, как будет организовано посещение города в праздники и непосредственно перед ними, - говорит Михаил Гермогентов. - Мы обращались в различные органы с просьбой прояснить порядок посещения заранее, чтобы турфирмы могли прозрачно работать и не отказывать клиентам, которые хотят посетить Казань в период празднования. Неясно было, можно ли простым людям посещать VIP-мероприятия - президентские скачки, открытие парка 1000-летия, и так далее. Было даже не совсем понятно, можно ли будет в принципе въехать в город. Прямого запрета на прием туристов, разумеется, никто не давал. Более того, в начале августа правоохранительные органы сообщили, что доступ к празднику будет открыт чуть ли не для всех, но "с некоторыми ограничениями, исключительно из соображений безопасности". На деле же туроператоры, принявшие заявки на 1000-летие, оказались в жесткой, хоть и негласной, блокаде. - Уже и два, и три месяца назад в гостиницах нам отвечали, что с 15 августа номеров нет, - рассказал замдиректора туристического агентства "Спутник" Юрий Перцев. - Удалось устроить тех клиентов, которые подавали заявки в феврале-марте, причем многие из них размещаются по программе home-stay, то есть в частном секторе. Клиентам, которые обратились позже, а их было немало, мы вынуждены были отказать. Другое ограничение, чреватое для туроператоров подрывом деловой репутации, возникло в транспортном обслуживании гостей. В канун праздников выяснилось, что договоры турфирм на аренду экскурсионных автобусов обладают весьма условной юридической силой. Но в итоге Правительство Татарстана все же решило проблему транспортного обеспечения - накануне праздников автобусный парк пополнился 70 комфортабельными автобусами "Hyundai", которые после праздничных торжеств продолжили обслуживание жителей города и гостей столицы на туристических и экскурсионных маршрутах. Но еще более важным моментом, по мнению туроператоров, является строительство развитой сети гостиниц эконом-класса. Это поможет привлечь в город большой поток туристов со средним достатком, которым сейчас большинство казанских апартаментов не по карману. На данный момент в городе действуют более 25 гостиниц. Как минимум половина из них относится к бизнес-классу - самый скромный номер в подобных гостиницах стоит 1,2 тыс. рублей. 6-7 городских гостиниц имеют щадящие цены (от 300 рублей за место), однако их вместимость, как правило, не превышает 30 номеров, а уровень комфорта не всегда соответствует европейским понятиям об эконом-классе. Главным же, по словам Михаила Гермогентова, является то, что в республике, похоже, еще не осознали, что туризм - это бизнес, могущий приносить большие доходы- "В мировом масштабе туризм составляет до 7% ВВП, а в некоторых странах - до 40%. Это не рюкзак за плечами и палатка в лесу, как многие, видимо, думают до сих пор, а серьезная экономическая категория, сила которой - в мультипликативном эффекте. От туриста кормится масса отраслей - транспортная, жилищная, сфера питания, развлечений, сувенирной продукции и т.д. И он готов платить, он готов к нам ехать - мы же должны, как говорил один мой американский коллега, "вытряхнуть его карманы". При этом, подчеркнул господин Гермогентов, государству совсем необязательно вкладывать в развитие туризма бюджетные деньги. По его словам, роль государства заключается в том, чтобы сделать уступки инвесторам, готовым прийти на наш рынок: "Должны быть щадящие условия предоставления земельных участков, условия создания коммуникаций (дороги, электричество, водоснабжение, связь). Мировая практика показывает, что государство берет на себя затраты по созданию этой структуры - к примеру, побережье Турции освоено за счет того, что государство практически бесплатно предоставляло земельные участки и само занималось созданием коммуникаций". Будем считать, что 1000-летие - это толчок к развитию турбизнеса, главное, сделать правильные выводы. |