← октябрь 2005 → | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Куда ходят туристические ледоколы |
10 октября 2005 |
Круизы По решению правительства атомный ледокол "50 лет Победы", на строительство которого ушло 19 лет и 225 млн. долларов, будет находиться в распоряжении Мурманского морского пароходства (ММП) с января 2006 года вплоть до августа 2008-го. Однако представители Счетной палаты категорически не согласны с таким развитием событий. По их мнению, у ММП есть доходы от туризма на Северный полюс, не облагаемые налогом. При благоприятном стечении обстоятельств, если эксплуатировать судно в течение указанного промежутка времени только для летних туристических круизов, пароходство заработает порядка 10,5 млн. долларов. Ледокол - как монополия "За сезон "Ямал" при полной загруженности приносит турагентству около 7 млн. долларов"Михаил Фрадков подписал распоряжение, согласно которому Мурманскому морскому пароходству (ММП) будет передан в доверительное управление новый атомный ледокол "50 лет Победы". Как только закончится строительство судна, мурманские мореплаватели смогут управлять им вплоть до 27 августа 2008 года. С такой «постановкой вопроса» категорически не согласны представители Счетной палаты. Ведомство неоднократно обращалось в правительство с требованием вывести ледокольный флот из управления ММП. Дело в том, что пароходство сдает летом ледоколы в аренду для пассажирских круизов на Северный полюс. Аудиторы ведомства оценили, что только за 2002–2004 годы от доходов круизного сезона государство недополучило 468 млн. рублей налогов (около 16,5 млн. долларов). Как стало известно корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, все организационные процессы по северным круизам берет на себя компания Poseidon Arctic Voyages, которая имеет офисы в Англии, Германии и России. При этом, как сообщили в самой компании, они единственные, кто продает билеты для круиза на ледоколе. То есть всем туроператорам, чьи туристы желают побывать на Северном полюсе, приходится обращаться в Poseidon. В связи с тем что нерезиденты не могут заниматься коммерческой деятельностью на территории страны, все обязанности по организации туров, начиная с фрахтовки судна и заканчивая обеспечением туристов бытовыми мелочами, берет на себя российское отделение компании. За 68 лет существования пароходства атомоход «Ямал» совершил порядка 40 туристических рейдов, а до него еще во времена «перестройки» несколько сезонов отходил ледокол «Россия». Круизный сезон приходится на период с июля по сентябрь. За это время, как правило, совершается три рейса, хотя в 2002 году, по некоторым данным, было совершено пять путешествий. На борту «Ямала» помещается порядка 100 туристов. Стоимость путевки варьируется от 18 до 23,5 тыс. долларов, а сама поездка длится две недели. То есть за сезон «Ямал» при полной загруженности приносит турагентству не больше 7 млн. долларов, или примерно 250 млн. рублей. Допустим, что турфирма отдает ММП 50% дохода за аренду атомохода. Такой расклад бывает чрезвычайно редко, обычно арендная плата коммерческих организаций не превышает 20% от дохода. Но даже при самом хорошем (50% от дохода) раскладе вся круизная деятельность «Ямала» до 2005 года принесла пароходству примерно 49 млн. долларов (1,4 млрд. рублей) чистой прибыли, которые помогали ММП снизить затраты на содержание своего ледокольного флота. За указанный же Счетной палатой период ММП на «Ямале» заработало не больше 10,5 млн. долларов, или 300 млн. рублей. Откуда тут взяться налогу в 468 млн. «деревянных» – непонятно. Это больше суммы заработка на 168 млн. Но, как известно, налог не может быть больше 40%, если это не естественная монополия. Но даже если расценивать ледокол как естественную монополию, то на раскрутку этой монополии дается срок. В нефтяной отрасли – срок «раскрутки» обычно около 10 лет. Безусловно, 10 лет прошли к 2002 году, так как начало туристической эксплуатации ледокола пришлось на 1991 год. Но даже после истечения срока «раскрутки» с монополиста не берут больше 100% доходов. Здесь же это почему-то считается вполне реалистичным. 19 лет строительства Вполне может быть, что государство таким образом хочет вернуть вложенные в строительство нового атомного ледокола деньги. Строительство продолжается уже 19 лет. При этом четыре года назад государственные затраты за все годы (на тот момент - 15 лет) стройки составляли 145 млн. долларов. Специалисты еще тогда говорили, что строительство заморозить нельзя, так как через 3-4 года судно может превратиться в металлолом стоимостью не более 3 млн. долларов. Чтобы этого не произошло, требовалось не меньше 30 млн. долларов дополнительных вложений. Правительство в итоге решило, что терять уже вложенные 145 млн. долларов не выгодно, лучше выделить на период 2003-2005 годов. для достройки ледокола «50 лет Победы» дополнительно еще 2,5 млрд. рублей (или 88 млн. долларов по сегодняшнему курсу), после чего прекратить федеральное финансирование окончательно. Об этом правительство сообщало в распоряжении № 1528-р от 31 октября 2002 года. По мысли правительства ледокол к 2006 году должен был быть достроен, после чего сам смог бы заработать на свое содержание путем сбора податей с судов, решивших пройти по Северному морскому пути зимой (потонный сбор). О том, что летом можно зарабатывать на туризме, российскому правительству в 2002 году в голову не пришло. В итоге общая сумма государственных затрат на строительство составила почти 2,7 млрд. рублей или 95 млн. долларов, что почти в два раза больше, чем доход ММП от «Ямала» за 14 лет его использования в туристической сфере. Так что даже если правительству очень хочется вернуть деньги, вложенные в атомоход, облагая его как естественную монополию в туризме, властям придется подождать еще около 30 лет. А «наездами», сделанными по расчету Счетной палаты, государство только разорит динамичную компанию, что будет явным противоречием недавно принятой президентской программе по развитию Северного морского флота, пишет деловая газета "Взгляд". |