Туристический сезон на Кубе |
17 августа 2005 |
Авиаперевозка На этой неделе должно окончательно решиться, как будет распределяться перевозка к зимнему туристическому сезону на Кубу . Все зависит от того, удастся ли авиакомпании "Трансаэро" убедить своих партнеров-туроператоров поставить на Доминикану и Кубу лайнеры Boeing-747. Если это произойдет, то результатом могут стать избыток перевозки, горящие кресла и, как следствие, демпинг со стороны некоторых участников рынка. Правда, в самой авиакомпании эти опасения не разделяют. К предстоящему зимнему туристическому сезону на Кубу "Трансаэро" будет располагать уже четырьмя самолетами Boeing-747 - каждый вместимостью 468 кресел. В авиакомпании полны решимости использовать эти самолеты на дальних маршрутах, что наиболее оправданно с экономической точки зрения для этого типа лайнеров. "Возможный регион для использования Boeing-747 в зимний период - это вся Юго-Восточная Азия, включая Таиланд, Сингапур, Бали, Мальдивы и, вероятно, Малайзию. Ну и, конечно, их целесообразно ставить на такие направления, как Доминикана и Куба", - говорит Сергей Быхал, пресс-секретарь "Трансаэро". Он подчеркивает, что как раз сейчас ведутся переговоры с возможными заказчиками рейсов по большинству вышеупомянутых направлений. Основной накал страстей как раз и грозит разгореться вокруг использования Boeing-747 на Карибском направлении. Многие операторы считают такое решение авиакомпании слишком рискованным и способным повлиять на стабильность рынка даже при активно растущем спросе. "У "Трансаэро" большие планы на использование этих самолетов, а туроператорам это не очень интересно, так как появится избыток перевозки - считает Владимир Романов, гендиректор компании "Карибский клуб". - А даже незначительное, казалось бы, превышение реально необходимого объема перевозки, даже на 5-10%, сразу же приведет к появлению горящих туров и прочим вытекающим из этого последствиям". Обеспокоенность туроператоров объясняется прежде всего увеличением рисков даже для тех, кто давно и уверенно работает на этом сегменте рынка. "Самолеты Boeing-747 для нашего чартерного рынка крайне неудобны. Они хороши в первую очередь для массовых направлений, где присутствует высокий стабильный спрос, - говорит Ксения Огиенко, директор по туризму компании UTE Megapolus Group. - Везде, где "Трансаэро" успела поставить эти самолеты, происходит разрушение рынка, как это случилось с Пулой. Как только они взлетают в середине программы, на пике сезона, все предыдущие усилия турфирм оказываются напрасными". По мнению г-жи Огиенко, эти самолеты будут в самый раз в пиковые даты вроде Нового года или Рождества, но не на длинных цепочках. Очевидно, что даже сообща четыре или пять операторских компаний не смогут весь сезон самостоятельно грузить 468-местный борт на достаточно дорогом Карибском направлении. И, таким образом, появление дополнительных блочников, большинство которых не возьмет и 20-30 кресел под своих клиентов, неизбежно. "А если в программе участвуют не четыре, а 15 компаний, то мелкие блочники рано или поздно начнут паниковать, сбрасывать свои пакеты по дешевке, чем и разрушат сложившийся рынок, - утверждает Ксения Огиенко. - Так что при появлении большого борта мы вынуждены будем брать на себя меньшие риски". При этом сами операторы сейчас оказались фактически в патовой ситуации. В прошлом сезоне на Доминикану летали две длинные 10-дневные цепочки Boeing-767 и одна короткая. Заменить обе длинные программы одной на Boeing-747, практически равной по объему перевозки (Boeing-767 вмещает примерно 230 пассажиров), туроператоры просто не могут себе позволить - это грозит потерей разнообразия предложения и, как следствие, вероятным снижением спроса. Одно дело грузить две цепочки в разные дни, другое - один большой борт на один и тот же, говорят в турфирмах. Пространства для маневра фактически не остается, всем придется предлагать туры одной и той же продолжительности, чего наши туристы не любят. Ситуацию может если не спасти, то сгладить только резкое увеличение спроса на отдых в Доминикане. Такое, как в прошлом году, например, когда, по оценкам экспертов, спрос на островной отдых на Карибах вырос в России процентов на сорок (прогноз на нынешний сезон - рост еще на 30-35%). Другим спасительным вариантом может стать организация совмещенной чартерной программы по Кубе и Доминикане. Например, полеты по маршруту Москва - Варадеро - Пунта-Кана. Но и этом случае гарантировать успех предприятия сейчас не возьмется никто - число недовольных пассажиров, которые летят до конечной точки маршрута, может превысить все допустимые показатели. Помимо прочего, сам факт организации прямого чартерного перелета "Трансаэро" на Boeing-747 на Кубу скорее всего и без того осложнит судьбу этого рейса, так как приведет к противостоянию двух крупнейших российских авиакомпаний - фактически монополистов на дальних направлениях. Единственный регулярный рейс из Москвы на Кубу (в Гавану) выполняет "Аэрофлот", с которым давно и вполне успешно работают российские операторы. Едва ли руководство национального авиаперевозчика сильно обрадует появление конкурента, который решит поставить на всю зиму вдвое больший самолет на остров Свободы. Ведь очевидно, что при разумной ценовой политике "Трансаэро" способно привлечь немало клиентов полетом через океан на знаменитом "Джамбо-джет". О том же, какие методы конкурентной борьбы существуют в гражданской авиации, особенно на маршрутах назначенных перевозчиков, можно написать целый детектив или даже триллер. "В Гавану "Аэрофлот" летает два раза в неделю на Boeing-767, это достаточно комфортная перевозка, и у нас постоянная нехватка билетов на эти рейсы, хотя мы и имеем жесткий блок", - говорит Елена Конкина, директор по туризму компании ITC. По ее мнению, если "Трансаэро" удастся запустить цепочку на Варадеро, это будет весьма интересным решением для турфирм и самих клиентов - от Гаваны до пляжей Варадеро ехать не менее двух часов, и туристам несомненно будет удобнее лететь напрямую. Правда, есть опасения, что в случае полетов на Варадеро Boeing-747 неизбежно встанет вопрос нехватки номерного фонда - отели здесь хоть и строятся, но их все равно недостаточно. Кроме того, подчеркивает г-жа Конкина, добираться до популярных у российских туристов кубинских островов, таких как Кайо-Кокуа, Кайо-Ларго или Кайо-Гилермо, все же удобнее из Гаваны. К тому же в последнее время все активнее продаются комбинированные программы через Гавану в Гватемалу или Коста-Рику, а также в мексиканский Канкун. К аналогичной мысли склоняются и в других турфирмах. "Длинная цепочка на Варадеро вряд ли целесообразна, так как самый большой спрос сейчас на комбинированные туры Гавана-Варадеро, а прямой чартер на пляжный курорт не должен предусматривать больших объемов перевозки. Тех бортов, что существуют, нам всегда хватало, мы справлялись и, если что, помогали друг другу. А при необходимости ставили дополнительные борта на пиковые даты и на Варадеро, и на Доминикану и делили риски между операторами", - говорит Ксения Огиенко. Об этом пишет газета "Туринфо" |